Гендиректор консалтинговой компании Kienbaum в России Антон Стороженко уже почти год предпочитает ездить по Москве на метро. «Я передвигался по городу в машине с 1999 г., но теперь вообще отказался в будни от автомобиля <...> за исключением случаев, когда необходимо добираться до офисов компаний, находящихся вдали от станций метро», — признается он. Стороженко утверждает, что не одинок в своем решении: «Многие таким образом оптимизируют время. Даже руководители, имеющие личного водителя, прибегают к подобному способу, ведь Москва — город с самыми длинными пробками в Европе».
Стороженко признает, что оставить любимый джип Volvo было нелегко: в общественном транспорте он испытывает дискомфорт от большого числа людей, мирится с риском заразиться гриппом, да и просто может оказаться жертвой ограбления. Зато теперь он успевает в день сделать до пяти деловых визитов, тогда как год назад — не больше двух-трех, да и то — до или после работы. «Метро, на мой взгляд, пока остается безальтернативным способом быстрого передвижения по Москве. Скоро там будет бесплатный WiFi, что позволит решать деловые вопросы во время поездки и станет еще одним доводом в его пользу».
Управляющий партнер PwC в России Дэвид Грей признается, что в последнее время тоже склонен ездить на метро, хотя и нечасто. «Мне все еще нравится использовать автомобиль с водителем, ведь это позволяет работать над электронными письмами и говорить с коллегами перед или после встречи с клиентом, — признается Грей. — Но если у меня напряженный день, я спускаюсь в метро, особенно если речь идет о встречах в другом конце города». Топ-менеджера PwC последнее время радует, что новые, введенные в феврале, проездные карты избавили от необходимости стоять в очереди.
А вот заместитель гендиректора «Базэла» по региональным вопросам Виктория Петрова ни за что не согласна променять автомобиль с водителем на метро. «Моя машина — моя крепость», — смеется она. Пробки Петрову не пугают. Во время поездки она привыкла знакомиться с новостями, отвечать на почту, планировать рабочий день и подводить его итоги. Иногда в машине она занимается аутотренингом или просто спит после тяжелого дня.
Гендиректор «Экопси консалтинга» Павел Безручко не слышал, чтобы московские топ-менеджеры массово пересаживались на метро. Он сам пересаживаться не собирается, хотя и тратит на перемещение по Москве от полутора до трех часов в день. Впрочем, он считает, даже если метро сэкономит руководителю час времени, это не слишком повысит его КПД — даст экономию 12% рабочего времени. На его взгляд, если правильно планировать свой график, можно и время в пути проводить с пользой — даже за рулем. К примеру, слушать аудиокниги.