Евротоннель под Ла-Маншем, длиной 50,45 км, соединяет Фолкстон (Англия) с Кале (Франция). Длина подводного участка 39 км.
Строительство длилось 7 лет и потребовало труд 13 тыс. рабочих и инженеров. Геология была ключевым фактором: с помощью «сейсмической рефлексии» определяли, на какой глубине бурить. Использовали туннелепроходческие машины (TBM), которые продвигались на 36 тысяч тонн породы в день, создавая бетонные кольца для укрепления.
А еще по нему можно путешествовать во времени.
Если выехать из Франции в начале первого ночи, когда там уже новый день, то из-за разницы во времени попадаешь в Англию в предыдущий день. Правда, ненадолго.
Между прочим, весь грунт после бурения вывозили российские КрАЗы, сделанные по спецзаказу.
Торжественное открытие произошло 6 мая 1994 года. Полноценное пассажирское сообщение запустили в ноябре того же года.
В тоннеле курсируют 4 типа поездов:
- Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель.
- Пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причём пассажиры на время посадки остаются внутри машин.
- Грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.
Максимальная скорость движения поездов на поверхности составляет 350 км/ч, под Ла-Маншем — 160 км/ч. Пассажирские проезжают под проливом за 20 минут, грузовые — за 35.
Американское общество инженеров-строителей объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности