Гитлера охраняла личная охрана, в состав которой входило почти девять батальонов общей численностью около 2100 человек. В ночь на 21 апреля 1945 года Адольф Гитлер назначил генерал-майора SS Вильгельма Монке (1911 — 2001) командиром «боевой группы». Ей было поручено заниматься обороной рейхсканцелярии и бункера фюрера. Именно он в ночь с 28 на 29 апреля сообщил фюреру о том, что его подразделения смогут сдерживать атаки советских войск не более трёх суток. После самоубийства Гитлера Монке вечером 1 мая попытался совершить прорыв из бункера и вырваться из Берлина.
Монке был настоящим солдатом, который поднялся по служебной лестнице с самых низов и продолжал сражаться, даже потеряв ногу в бою в начале войны. Он несколько раз пытался вывезти Гитлера из Берлина. Майор Зигфрид Кнаппе, член генерального штаба 56-го танкового корпуса, в своей книге «Солдат», в конце которой приводится одно из лучших описаний боев в осажденном Берлине, рассказал о том, как Монке пытался убедить Гитлера покинуть германскую столицу. Монке и генерал Вейдлинг собрали значительные силы возле фюрер-бункера, включая множество танков, таких как танки Tiger II, полугусеничные машины и специальный бронированный полугусеничный транспорт для защиты Гитлера. Их план состоял в том, чтобы создать «железный клин», используя всю бронетехнику и 1000 ветеранов боевых действий из подразделения Монке, а также дополнительно 500 тщательно отобранных солдат для побега. Кнаппе помог разработать стратегию и верил, что она сработает.
Однако Гитлер отказался уйти. Он сказал, что не хочет умереть, как собака, или спать в сарае, как беглец. Он также не хотел, чтобы его выставляли напоказ, как циркового клоуна. Кнаппе чувствовал отвращение к Гитлеру, наблюдая, как люди гибнут в Берлине, защищая его. Монке вместе с лучшим другом и личным пилотом Гитлера Гансом Бауром снова пытались убедить его поехать в аэропорт Темпльхоф, где все еще находились самолеты и истребители сопровождения, готовые к взлету. Гитлер все равно отказался. Баур и еще несколько человек, пытавшихся добраться до аэропорта самостоятельно, погибли по пути. Баур потерял ногу, но выжил и позже написал отчет о своем пребывании с Гитлером и своем побеге под названием «Я был пилотом Гитлера».
Последним самолетом, вылетевшим из Берлина, стал гидросамолет BV-137, предназначенный для перевозки завещания Гитлера, но у двух майоров, доставивших его в самолет, не было необходимых документов, и пилот отказался пустить их на борт. Они бежали из Берлина и доставили завещание Гитлера Деницу во Фленсбург. Ранее Ханна Райч сбежала из Берлина на учебно-тренировочном самолете AR-96, одном из последних доступных самолетов. Большая часть военно-воздушных сил в Темпльхофе покинула Берлин 25 апреля, перевозя высокопоставленных нацистов. Некоторые мощные самолеты, в том числе JU-277, все еще были доступны Гитлеру в случае необходимости вместе с истребителями сопровождения FW-190.Тем временем было сформировано несколько боевых групп, в том числе сильная танковая дивизия «Мюнхебург» и группа армий «Хольсте», состоящая из двух дивизий, которые должны были соединиться с генералом Штайнером и помочь освободить Берлин. Однако эти дивизии попали в тяжелые бои. Хольсте дезертировал и бежал. Последние отчаянные защитники, в том числе дивизии «Карл Великий» и «Нордланд», а также некоторые уцелевшие члены разбитой 4-й армии, держались в бункере фюрера до конца. Эти фанатичные бойцы, ненавидевшие большевизм, были готовы к смерти. Выжило всего около 60 человек, и практически все они были казнены французами после войны. После того, как Гитлер покончил с собой, Монке сгруппировал три бронетанковые группы для прорыва. К тому времени было уже слишком поздно.
Прорыв превратился в бойню: более 1000 немецких солдат были убиты примерно за час ожесточенного боя, а успех так и не был достигнут. Затем Монке решил взять боевой отряд и попытаться сбежать через метро, но в решающий момент был остановлен. Пара истребителей танков Sturmgessutz 3 и полугусеничный танк все-таки вырвались, но были быстро сожжены. В книге «Спиной к Берлину» старший сержант СС Вилли Рогманн вспоминает встречу с Монке и его измученными людьми, ведущими переговоры о капитуляции на станции метро с русскими. Монке отказался от их предложения присоединиться к ним и сумел с помощью различных уловок покинуть город. Больше он никогда не видел Монке.
Гитлера было невозможно спасти, кроме того, Гитлер не хотел, чтобы его спасали.