Социологи разделили российские общество на 4 группы по уровню благосостояния: «комфорт» – 8%, «норма» – 44%, «тяжело, но можно жить» – 39%, «очень плохо» – 9%.
В частности, «нормой» у нас считается то, что ноутбуки в семье имеют только взрослые (а не дети), а обновление техники и электроники происходит только после поломок, а не по мере морального устаревания или появления новых моделей.
По потреблению одежды и обуви примерно та же разбивка по группам. В частности, в группе «норма» люди способны регулярно покупать себе и детям зимнюю обувь.
В общем, в группу «комфорт» попадают по разным критериям 5-10% россиян, по потреблению они соответствуют крепкому среднему классу западных стран или выше.
В частности, в группе «комфорт» люди имеют такие материальные возможности:
- оплачивать детям получение высшего образования,
- пользуются платной медициной,
- имеют свободное время на любимое хобби и культурный досуг,
- путешествуют в другие страны,
- регулярно меняют автомобиль на новый.
В целом, люди из группы «комфорт» делает покупки для удовольствия.
Резюмируя: у 5-10% прекрасная материальная жизнь (часто сопровождаемая наличием большого объёма свободного времени), у 45-50% россиян – жизнь хорошая, и у оставшейся половины россиян жизнь материально трудная.
Наталья Халина из Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ, фокус-группы летом 2023 года, опрос осенью 2023 года.