Юрию Антонову 79 лет. Говорят, что он первый в СССР музыкант-миллионер.
Да как можно? За концерт же исполнители получали 15 -20 рублей?
Рассказываю. Перелом в творческой карьере наступил в период 1979-1981 годов, когда музыкант начал сотрудничать с группой "Аракс". Вначале им отказали выпускать полноценный альбом на главной фирме звукозаписи СССР – "Мелодия". Но потом Антонову удалось договориться о выпуске миньонов – пластинок, на которых помещалось всего четыре песни. Успех оказался оглушительным – эти три пластинки были проданы общим тиражом 20 миллионов экземпляров. Помимо "Крыши дома", которая до сих пор является главным его шлягером, на них были песни "Анастасия", "Золотая лестница", "Море" и "Двадцать лет спустя". То есть те композиции, которые потом вошли уже в официальный альбом, изданный на пластинке "Под крышей дома твоего" в 1983 году.
Именно выход этих мини-пластинок и повлиял на то, что Антонова, наконец, приняли в Союз композиторов СССР, и с этого момента деньги музыканту просто потекли рекой. А выход пластинки-гиганта – "Под крышей дома твоего" – только усилил ажиотаж, возникший вокруг артиста.
Этот винил в первые месяцы его выхода было достаточно трудно купить в советских магазинах. Стоило ему появится на полках в магазинах, как его тут же разметали. А если была завезена крупная партия, то пластинку можно было купить, только отстояв около часа в очереди. Лишь спустя несколько месяцев после релиза пластинку можно было купить относительно спокойно в Латвии и других Прибалтийских республиках, где к русскоязычной эстраде относились сдержаннее.
Певец не скрывает, что только от этих отчислений он имел каждый месяц не менее 15 тысяч рублей. Его песни начало исполнять гораздо больше артистов – от Льва Лещенко и Валерия Ободзинского до групп "Синяя птица", "Земляне" и "Акварели". Это приносило доход и делало песню известнее, а потом ее подхватывали ресторанные музыканты.
Кроме этого, изменилось отношение организаторов гастролей к музыканту. Сольно Антонов начал выступать исключительно на самых крупных площадках городов – только дворцы спорта и стадионы. Причем в некоторых городах это была целая серия концертов. Официально он продолжал получать за эти выступления все те же 20 рублей. Но с приходом популярности появились "конверты". За каждый концерт ему платили по 500 рублей. И таких концертов могло быть около сотни, а то и более, в год.
Очень быстро на сберкнижке у него скопилась весьма приличная сумма. Певец не называет точную цифру, но признает, что это было заметно больше одного миллиона рублей.
"Мне платили большие деньги как композитору – Всесоюзное агентство по охране авторских прав. Деньги, которые приходили туда, были значительно больше, чем я зарабатывал концертной работой. Причем все было официально. Деньги клались на мою сберкнижку", – вспоминает Антонов.
Состояние – под угрозой. Как Антонов спас свои сбережения
Но в середине восьмидесятых годов произошел инцидент, после которого поклонники начали сильно переживать за Антонова. Выступая в Куйбышеве с тремя концертами, он на первом выступлении позволил себе шутку в адрес зрителей, которые сидели в первом ряду. Обычно, в советские времена это были места для крупных партийных чиновников. Артист упрекнул их со сцены в том, что они сидят с каменными лицами и при этом даже за билеты не заплатили. Сейчас певец признает, что пошутил неудачно. Но тогда он чувствовал себя очень самоуверенно и поплатился за это.
На втором концерте в конце первого отделения ему из зала кто-то крикнул: "Халтура!" Артист настолько разозлился, что после антракта просто не вышел на сцену, и второе отделение концерта отменили. На следующий же день, когда должен был пройти третий концерт, Антонову было сказано, что он вообще отменен местным крупным партийным чиновником, и ему лучше вообще уехать побыстрее в свою Москву. Музыкант попытался, все-таки, провести концерт, потому что в зале собралось несколько тысяч человек, но милиция и сотрудники Дворца спорта не дали ему этого сделать.
Однако это был не конец истории. Спустя несколько дней в центральных советских газетах начали выходить статьи, в которых певца начали упрекать в звездной болезни и в том, что он неподобающе ведет себя со зрителями. После публикаций Антонову на несколько лет закрыли доступ к телевидению, и концертов у него тоже поубавилось. Однако накопленные деньги позволяли ему ни о чем не беспокоиться. Кроме этого, ему никто не запретил дальше писать песни, в том числе и для популярных артистов.
Но уже спустя три года Юрий Антонов вновь был допущен к телеконцертам, и в полном объеме он возобновил концертную деятельность.
Впрочем, в девяностые годы Антонов уже начал сам переживать за себя – когда деньги начали обесцениваться и произошел дефолт. Тогда практически все потеряли свои вклады. Но артист оказался одним из тех, кому удалось спасти свои сбережения.
По его словам, в Минфине у него был друг, занимавший достаточно высокую должность, и он предупредил о грядущем дефолте. В итоге, они вместе провернули некую финансовую операцию, о которой Антонов до сих пор рассказывать отказывается.
Один из тех случаев, когда артист всегда с ностальгией вспоминает об СССР и не любит когда его хают. Он был там королем.
Из сети