Обратил внимание на то, как мало стало смуглолицых дворников в Москве. Когда-то, во времена моей молодости, дворниками были татары. Потом они закончились, потому что Татарстан разбогател и вернул всех гастарбайтеров. Следом пришли таджики, которые много лет поддерживали чистоту в столице. Теперь, похоже, не стало и их. В чем же дело?
На ум сразу приходит падение курса рубля, что сделало невыгодным пребывание в России людей, приехавших на заработки. Они ищут — и находят! — предложения в других странах. Один знакомый каменщик-таджик, например, который выкладывал кирпичный дом в подмосковном поселке, уехал в Германию — там представители этой профессии пользуются не меньшим спросом, чем у нас, а зарабатывают в разы больше. Отбыл он не на пустое место — там его ждет отец-дальнобойщик, переселившийся пару лет назад, который теперь развозит грузы по Европе.
Оказывается, проблема гораздо серьезнее. И она не чисто российская.
Мир ждёт сужение базы дешёвой рабочей силы, пишут исследователи:
«В Центральной Азии – это Таджикистан, Киргизия и Узбекистан — по-прежнему наблюдается высокая рождаемость и низкая плата за труд (в Таджикистане хорошей считается зарплата $200 в месяц).
Если мировые корпорации начнут активно размещать рутинные производства в Центральной Азии (вроде пошива одежды и сборки несложных бытовых электроприборов), это означает, что Россия больше не сможет импортировать труд из этого региона – он будет занят на новых производствах. Тогда либо России придётся переключаться на новые рынки рабсилы, вроде Бангладеш и Пакистана, либо всё же всерьёз, а не на словах надо будет заниматься роботизацией, автоматизацией и научной организацией производства, т.е. резко повышать производительность труда»
(Из исследования д.э.н. Игоря Фролова «О проблемах прогнозирования инновационных процессов в новых условиях»)
Знаете, что сделает Россия в случаи нехватки мигрантов? Думаете, начнет развивать технологии? Ага, конечно! Скорее всего, вернет принудительный бесплатный труд, как это уже было в СССР — так дешевле. У меня нет ни капли сомнений, что будет именно так.