Страшилок много, всех не пересказать. Но кризис, как ни крути, есть (леденящие душу подробности об этом я читаю каждый день в Интернете ), вот и решила я проверить, что плохого и что хороего случилось со мной в последние полгода, когда на нас напал этот самый кризис. Чем лично для меня эти шесть месяцев знаменательны.
Во-первых, что для меня важно, как автолюбителя, почти ежедневно катающегося на машине на работу, бензин подешевел в три раза. В три!!! Сейчас я заправлясь по $1.50 за галлон. Еще полгода назад это было в районе $5.00.
Во-вторых, подешевели одежки. Распродажи идут полным ходом и такой дешивизны я не припомню за все годы жизни в этой стране. Мейсис продает 100% кашемировые свитерки, в несезон стоившие $170-200, по $35. Сейчас самый сезон. Это ли не счастье?!!!
И так со всем. Я не помню, чтобы Сакс или Бергдорф забрасывали меня рекламными буклетами. Сейчас я получаю от них умопомрачительные скидки. Они умоляют меня, взывая к моей совести постоянного покупателя, буквально до унижения, купить хоть что-нибудь и спасти бизнес от разорения.Меховые манто и шубки подешевели в несколько раз и стоят сейчас на уровне драповых пальто пошива фабрики Володарского.
В-третьих, подешевели туристические поездки. Билеты на самолёт стоят в разы меньше, чем прошлом году. Двухнедельный круиз вокруг Южной Америки предлагают за 500 долларов.
Кризис покусился даже на святая святых – элитные острова. Долгие годы я мечтала о поездке на Сант-Бартелми. Этот маленький островок в Карибском бассейне был для меня недосягаем.
Несколько раз я пыталась туда попасть, но снять виллу, дешевле, чем за $10 тысяч в сутки, еще год назад было невозможно. И вот я получаю предложение от одной из туристических компаний снять домик на берегу океана с собственным пляжем всего за 450 долларов. Естественно, я воспользовалась случаем и зарезервировала и этот домик и перелет на последнюю неделю марта.
Так что в моем расписании путешествий прибавится еще один маршрут: Сант-Бартелми с заездом на Сант-Маартен с 20 по 29 марта. Сант-Бартелми не имеет своего аэропорта, и все прилеты осуществляются в находящийся всего в 14 километрах Сант-Маартен. А потом катерком. Так что я побываю еще и на франко-недерландском Сант-Маартене. И заметьте – почти даром.
Я сделала глупость, купив в ноябре тур в Японию, – сейчас я могла бы сделать это в три раза дешевле.
В связи с дешевизной горючего подешевели все услуги, и в результате продукты, электричество и газовое отопление.
В ресторанах не надо теперь за полгода резервировать места. Звоню в «Бернардин» (5* по Загату, Манхеттен 51-ая стрит), говорят приходите в любое время. Еще два месяца назад это была несбыточная мечта. Заказывать столик надо было за год (!) вперед.
Но не бывает бесплатного сыра, и я стала искать мышеловку. Их должно быть две – зарплата и банки. Работу можно потерять, банки могут лопнуть и съесть все сбережения. Есть еще и третья – пенсионный план. Он основан на акциях компаний, которые уже начали разоряться.
Сначала о работе. Сокращений у нас пока не было. Обычно последний чек года приходит с дополнительным бонусом – что-то вроде премии. В этом году, по логике событий, бонуса быть не должно – потому что кризис. Но он был. В смысле бонус. Как всегда, в последний день декабря все получили дополнительные чеки. Может, в консерватории что-то не так.
Теперь банки. Когда начались разговоры о кризисе, лопнули первые банки, и народ начал волноваться о своих сбережениях, наш недалекий, неграмотный и неумный президент, который в подметки не годится крутым пост-советским лидерам, издал закон, по которому правительство берет на себя обязательство в случае банкротства банков компенсировать потерянные вклады в размере до 250 тысяч долларов на каждый вклад. Раньше было 100 тысяч. Количество вкладов в разных банках неограничено. Деньги в банках в больших количествах никто не держит. Значит и здесь всё будет в порядке.
И самое больное – пенсионные планы. В штатах существует государственная пенсионная система, по которой, чтобы получать пенсию социального страхования, надо проработать не менее 10 полных лет – 40 кварталов. Это пенсия небольшая, её получают все. Размер зависит от зарплаты, с которой ежемесячно идут отчисления в размере 6%.
Есть еще пенсии, которые некоторые предприятия платят своим работникам . Это дополнительные пенсии – они тоже зависят от зарплаты, но еще и от стажа. Чем больше проработал в конторе, тем больше будет твоя пенсия.
Третий вид пенсии каждый работник начисляет себе сам. Есть такие пенсионные планы 401К, 457K и 403К. Суть их заключается в том, что работник по желанию может участвовать в этих планах, перечисляя в них часть своей зарплаты, которая идет на покупку акций разных компаний. Еще такую же часть перечисляет работодатель. То есть работник, например, откладывает в пенсионный фонд 5% своей зарплаты и предприятие добавляет туда же еще 5%. Не хочешь отчислять – не надо, но и работодатель ничего тебе тоже не даст. Вроде бы очень хорошее начинание – незаметно за 30-40 лет накапливаются значительные суммы. Не надо забывать, что на эти деньги покупаются акции, и они играются на биржах. Я на некоторые свои акции получала до 50% годовых.
Вот тут –то и зарыта мышеловка. Первая ласточка прилетела в апреле – я потеряла 7% от стоимости акций. В августе я потеряла уже 40% и только после этого спохватилась. Если бы я была умнее, то еще в апреле перевела бы все свои деньги с пенсионных планов в мани маркет и довольствовалась бы скромными 3-5% прибыли, но человек так устроен, что хочет всегда вкладывать меньше, а получать больше. Я перевела все фонды на мани маркет только после того, как неумный Буш застраховал все фонды, вложенные в мани маркет на 100%. Дословно он сказал следующее: «Американцы не потеряют ни одного доллара, вложенного в мани маркет». Конгресс подписал постановление. Только тогда я поняла, что в стране кризис. После чего перевела все свои пенсионные планы в ММ.
Выводы. В результате кризиса я потеряла половину своих пенсионных накоплений – и это плохо. Но до пенсии мне еще далеко, а я уже приобрела неоценимый опыт, который мне поможет в дальнейшем – и это хорошо.
Кроме этого, я получила дешевую еду, одежду, сервис и возможность еще больше путешествовать. И это еще лучше.
Да здравствует кризис!