На протяжении четверти века (с начала 90-х по 2010-2015) Китай формировал на своей территории эффективную и высокопроизводительную мировую фабрику.
Значительная часть экспорта Китая не принадлежала Китаю напрямую (была собственностью транснациональных корпораций), хотя была произведена Китаем.
С 2010 пропорция начала быстро меняться. Бурная международная экспансия Aliexpress/Taobao и им подобных на первом этапе и расширение китайских дилерских сетей и торговых представительств на внешних рынках на втором этапе.
Китай имеет огромный внутренний рынок, который позволил тестировать и калибровать продукцию широкой номенклатуры, не выводя товары на внешние рынки. Значительная часть китайских брендов не известна широкой публике, хотя внутри Китая довольно популярны.
Импортозамещение по-китайски – это использовать лучший международный опыт, проведя «кропотливый» реинжиниринг, рекомбинацию и репликацию коммерчески успешной продукции иностранных брендов, и далее методом последовательного приближения оптимизируя продукцию, внося собственные инновации.
На начальном этапе практически любой успешный китайский продукт массового применения — это копии коммерчески успешных мировых брендов, которые впоследствии были улучшены, дополнены, откалиброваны в соответствии с концепцией китайских инженеров и маркетологов, которые часто применяют довольно рискованный и агрессивный подход к инновациям.
Китай не стремится изобрести колесо, но быстро учится, развивается и прочно встал на путь инновацией и прогресса.
Успех не пришел внезапно. Это сотни миллиардов долларов инвестиций в научные исследования и разработки, создание научных школ с нуля, воспитание нескольких поколений ученых. Условно можно принять за точку отсчета 2003-2005 года, когда НИИ и КБ начали «размножаться» в геометрической прогрессии, а до этого, как минимум на протяжении 5-6 лет серьезно «тянули» фундаментальную науку, создавая кластер ученых.
Первые опытные образцы, имеющий потенциал успешного коммерческого применения начали появляться в 2008-2010.
С этого момент Китай отказался от экспортно-ориентированной экономики в рамках глобалистских проектов и начал развивать общество потребления и научно-технический потенциал.
с 2009 по 2017 Китай «накачивал» внутренний рынок собственными технологиями и разработками, используя китайский рынок, как испытательный полигон, чтобы отсеять лишнее и использовать лучшее.
Точкой слома можно считать 2017 год, когда Китай начал усиливать международное присутствие и кто бы мог подумать – сразу же началась торговая война США-Китай. Когда Китай был «вещью в себе» — он был не интересен глобалистам, но когда начал «рыпаться» — сразу по зубам.
Торговая война – это для СМИ, на самом деле речь идет о технологическом лидерстве, где Китай делает огромные успехи. Технологии определяют вектор развития и рынки сбыта, а следовательно и современную экономику.
Китай достигает мирового лидерства по инвестициям в науку и технологии, реализуя коммерчески успешные проекты собственной разработки. Важно подчеркнуть, что инновационные высокотехнологические продукты. Самый понятный пример: китайская электроника и авто.
Китай имеет научно-исследовательский бюджет почти в 600 млрд долл и штат ученых около 6 млн, а учитывая эффект масштаба, дисциплинированность, целеустремленность, производительность китайский ученых и инженеров – результаты могут быть грандиозные.
Борьба за рынки сбыта началась. Теперь Китаю не интересен стоимостной объем экспорта, Китаю важен экспорт с собственной интеллектуальной собственностью, контролируя все маржинальные цепочки производства.
Япония и Европа, скорее всего вылетают (демография, недостаток масштаба, дефицит агрессивности/рискованности в инновациях, множество других причин), поэтому битва за мировое господство будет между Китаем и США.
Proeconomics