50 лет назад — 11 августа 1973 года — начали показывать сериал «Семнадцать мгновений весны».
Он давно разобран по косточкам. Но вдруг что-то новое узнаете.
* Юлиан Семенов сделал Штирлица героем четырнадцати книг. Первая — «Пароль не нужен» — написана в 1963 году, финальная — «Отчаяние» — в 1990-м.
* Исаев работает во внешней службе ВЧК в Москве с 1921 года, легенду для работы под прикрытием ему начали создавать в 1927 году. Действие сериала разворачивается в феврале-марте 1945 года. Штирлицу 44 года из них 18 лет он провёл в тылу врага.
* Штирлиц под разными именами возникает в нескольких лентах — «Пароль не нужен» (1967), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976), «Испанский вариант» (1980), «Исаев» (2009). Лишь в сериале 1973 года его роль играет Вячеслав Тихонов.
* На роль Гитлера пробовали Броневого и Куравлёва. Роль отдали артисту из ГДР Фрицу Дицу. Фюрера он играл несколько раз, в том числе в киноэпопее «Освобождение».
* Из многочисленных героев самой точной копией прототипа оказался Олег Табаков. Племянница Вальтера Шелленберга говорила ему: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность еще раз взглянуть на него!»
* Штирлиц дважды слушает Эдит Пиаф, хотя озвученные песни записаны лишь в 1959-1960-х годах.
* С песнями Таривердиева-Рождественского возникли сложности. Ни один исполнитель не устраивал режиссера или же вмешивались обстоятельства. Иначе бы мы услышали «Мгновения» в исполнении Магомаева или Толкуновой. Кобзона привлекли в последний момент, он стал шестнадцатым кандидатом. Записали его при одном жестком условии: чтобы его голос зритель не узнал. Нужный тембр Кобзон поймал с десятой попытки.
* Самый дискуссионный эпизод — встреча Штирлица в кафе с супругой. Разведчики посмеиваются: в реальности такого быть не могло, организация подобной операции немыслима. Но Тихонов, автор идеи, убедил съемочную группу. Кроме жены в «Элефанте» собирались показать и сына Штирлица. В итоге Лиознова пришла к выводу, что присутствие сына размоет суровый драматизм эпизода.
* Черно-белым фильм стал потому, что Лиознова хотела максимально органично сочетать документальные съемки с постановочными.
* На протяжении всего сериала Штирлиц постоянно прячет одну руку — у агента под прикрытием в нацистской Германии не могло быть большой татуировки с именем «Слава». В отдельных сценах руки Тихонова изображал дублер.
НА ФОТОГРАФИЯХ
Типичная «однорукая» поза Штирлица.
Вальтер Шелленберг (1910-1952),
Лиознова и Тихонов в перерыве между съемками.