Место мусульман в современной науке. Научные исследования.
На фото: в Москве у Соборной мечети
Мусульмане составляют около 23% населения мира, их насчитывается около 1,7 млрд человек.
Евреи составляют 14 миллионов. Таким образом, на каждого еврея приходится более 100 мусульман.
Мусульмане представили двух нобелевских лауреатов в области физики, химии и медицины. Оба мусульманина получили Нобелевскую премию после переезда на Запад. Единственным мусульманином-лауреатом Нобелевской премии, который жив по сей день, является ученый египетского происхождения Ахмед Хассан Зевайл, который работает в Калифорнийском технологическом институте, штат Калифорния.
Небольшая еврейская община получила 79 Нобелевских премий по этим дисциплинам.
57 стран входят в Организацию Исламской Конференции (ОИК). Они тратят 0,81% своего ВВП на исследования и научные разработки, около трети международного уровня.
В мире только одно еврейское государство Израиль тратит 4,4% своего ВВП на научную сферу. США выделяет 2,9% своего ВВП. Судя по размеру американской экономики, это огромная сумма.
В 20-летний период между 1980 и 2000 гг. Египту, Саудовской Аравии, Иордании, Кувейту, ОАЭ и Сирии удалось зарегистрировать всего лишь 367 патентов.
В то время как Израиль зарегистрировал 7652 патентов, а крошечная Южная Корея – 16328 патентов.
Число ученых и инженеров, работающих в области исследований и разработок, в арабских странах составляет не более 371 на миллион жителей, в то время как глобальное соотношение составляет 979 на миллион. Арабы составляют 5% мирового населения, но выпускают только 1,1% книг в мире, большинство из которых является религиозной литературой. В 2005 году Гарвардский университет произвел больше научных трудов, чем 17 арабоязычных стран вместе взятых.
Ни одно крупное изобретение не появилось в мусульманском мире за последние пять веков. В численном выражении, в 41 преимущественно мусульманской стране с популяцией 20% от общей численности населения в мире генерируется менее, чем 5% научной продукции. Исследование, проведенное учеными в Международном исламском университете Малайзии, показало, что страны ОИК имеют 8,5 ученых, инженеров и техников на 1000 человек населения по сравнению с другими странами, где в среднем на это же количество людей приходится 40,7 в мире и 139,3 в странах Организации экономического сотрудничества и развития.
Сорок шесть мусульманских стран сделали вклад в научную литературу мира всего лишь на 1,17%.
В то время как 0,89% мировой литературы представлены Израилем, 1,66% Индией и 1,48% Испанией.
Изменится ли ситуация?
Да, если верить последним тенденциям, наметившимся в мусульманском мире. В отчете, в недавнем выпуске журнала The Economist говорится, что научное пробуждение у мусульман идет полным ходом.
Правительство Катара увеличило расходы на научные исследования от 0,8% до 2,8% от ВВП, которые могут достичь $ 5 млрд. в год.
Расходы на исследования в Турции увеличились более чем на 10% каждый год в период между 2005 и 2010 годами.
В период между 2000 и 2009 годами в Турции выпуск научных работ вырос с почти 5000 до 22000, в Иране — с 1300 до почти 15.000.
Конечно, количество не означает качество, но работы становятся лучше. Научные журналы стали чаще ссылаться на эти работы, что доказывает их качество. Исследование, проведенное в 2011 году Thomson Reuters, информационной компанией, показало, что в начале 1990-х другие издания печатали научные статьи из Египта, Ирана, Иордании, Саудовской Аравии и Турции (самой плодовитый мусульманской страны) в четыре раза реже, чем в среднем в мире. К 2009 году – в два раза реже.
В категории лучших, высокоценных работ по математике Иран в настоящее время занимает высокие позиции. Турция высоко ценится в области техники.
В 2000 году международная физическая лаборатория с ускорителем частиц, первом на Ближнем Востоке, была создана в Иордании. Он был смоделирован в лаборатории физики элементарных частиц в Европе. Удивительно, что в лаборатории работают ученые из Ирана, Израиля и палестинских территорий.
Есть ли факторы в исламе, мешающие научному прогрессу?
Тот факт, что мусульмане правили миром науки с 8 по 13 века, в то время как Европа была в темноте невежества, опровергает, что ислам является фактором, препятствующим росту науки и техники. Именно в этот период великие ученые, такие как Авиценна (Ибн Сина), Аверроэс (Ибн Рушд), Фарабиус (Аль-Фараби), Аль-Кинди, Ибн аль-Хайтам аль-Хорезми (алгоритм назван в его честь) производили научные исследования в таких местах, как Багдад, Сирия, Каир, Андалусия (Испания) и Персия.
Ученые, проводящие исследования в области машиностроения, математики, физики, химии и астрономии, не испытывают проблем. Однако нельзя сказать тоже самое о биологических науках, медицине и хирургии, где исламские концепции сталкиваются с наукой. Даже самые просвещенные мусульмане обеспокоены тем, что люди разделяют общих предков с обезьянами. Исследование, опубликованное в 2008 году Салман Хамидом, пакистанским астрономом из колледжа Хэмпшир (штат Массачусетс), который сейчас изучает мусульманское отношение к науке, показало, что менее 20% в Индонезии, Малайзии и Пакистане верят в теорию Дарвина. В Египте это цифра составляет только 8%. Тем не менее, в этом контексте, некоторые христиане имеют аналогичный подход.
Из сети