Поскольку я живу в Москве на улице Большая Марфинская, мне давно хотелось побывать на её легендарной прародине в дворянской усадьбе Марфино. И вот, наконец, я до нее добрался. Делюсь впечатлениями:
1. На входе просят показать паспорт или водительские права, потому что памятник старины XVIII-XX веков, оказывается, принадлежит Минобороны. Бдительность превыше всего! Зато входной билет стоит всего 50 рублей.
2. На территории дворянской усадьбы нет ни одного туалета, ни одного кафе. Это логично: если нечего есть и пить, то и уборная не нужна. WC, правда, нашелся, пусть и с некоторым трудом, в одном из корпусов военного санатория «Марфинский». Кафе так и не было обнаружено.
3. Где-то внутри санатория находится прославленный бювет с минеральными водами различных химических групп:
«Марфинская» природная столовая питьевая гидрокарбонатная магниево-кальциевая. IV группа;
«Звенигородская» природная лечебно-столовая питьевая сульфатная магниево-кальциевая. XIII группа;
«Слободская» природная лечебно-столовая питьевая сульфатная кальциевая. XII групп (данные с сайта санатория).
Но меня к нему не пустили: охранник вполне себе призывного возраста цинично заявил, что я ничего не потерял, потому что вся минеральная вода всё равно из водопровода. Мне кажется, он соврал, чтобы меня утешить.
4. Неоготическая усадьба, построенная в середине XIX века по заказу графини Софьи Паниной архитектором Михаилом Быковским, закрыта для посетителей. Беглый взгляд от входной двери позволил увидеть современный интерьер в стиле «евроремонт». Еще один словоохотливый охранник сообщил, что на втором этаже усадьбы можно арендовать номера, но на осмотр не пустил.
5. На территории усадьбы нет музея, нет экскурсоводов и табличек с информацией.
А теперь о том, что есть:
Красивое озеро с насыпным островом посередине, к которому протянут новый мост, довольно хорошо сохранившиеся старинные скульптуры и лестница, ведущая от усадьбы к воде, деревья, крашеные известью такие же росли у нас в военном городке во время моей службы армии. И, главное свежий воздух и виды.
Остальное не имеет значения, до тех пор, пока не захочется по нужде, разумеется.