Хорошо, что в Иране нет алкоголя. Совсем. Иначе на улицы было бы страшно не только выезжать, но и выходить. Правила и нормы вождения мутировали безвозвратно. Соблюдать привычные ПДД — значит представлять опасность для других участников движения или как минимум — выглядеть как идиот. «Европейцу» нужно иметь стальные части тела, чтобы без стресса ездить по дорогам Ирана или переходить дорогу по пешеходному переходу.![](/userfiles/2013/03/26/97715790e2_small.jpg)
Типичный диалог с другими туристами:
— Вы на автобусе путешествуете? — спрашивают нас.
— Нет, взяли машину в прокат.
— Да ла-а-а-адно! Серьезно? Ну вы психи…
1. Я сформулировал несколько важных правил нормального иранского дорожного движения, которые нужно выучить любому туристу, который собирается в автомобильное путешествие по Ирану. Также я немного расскажу про общественный транспорт и интересные решения регулировки светофоров.
![](/userfiles/2013/03/26/897291d5da_small.jpg)
2. Первое и самое главное правило! Обеспечить исправное техническое состояние звукового сигнала автомобиля. Если бибикалка не работает, значит автомобилем пользоваться нельзя.
Подача звукого сигнала дает водителю все преимущества и освобождает его от принятия мер предосторожности.
Красный сигнал светофора запрещает движение, кроме случаев, когда очень нужно.
Выполнение требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства факультативно.
Не разрешается останавливаться и пропускать пешеходов на пешеходных переходах, так как это создает помехи движению транспортных средств, а также увеличивает риск ДТП. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, значит за рулем турист, и нужно быть предельно осторожным. Используйте звуковой сигнал.
![](/userfiles/2013/03/26/e4f201701e_small.jpg)
3. На автомагистралях запрещается движение по своей полосе. Линия разметки должна проходить строго под попой водителя.
![](/userfiles/2013/03/26/963ee4e23c_small.jpg)
4. При легком дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан выйти, посмотреть на повреждения и пожать плечами.
Разрешается парковаться до характерного хруста.
При повороте налево или развороте водитель должен ослепить дальним светом встречные транспортные средства и резко вклиниться в поток, тем самым получая преимущество в движении.
Водители мотоциклов без зеркал заднего вида могут передвигаться как угодно и в любом направлении.
При перестроении водитель никому ничего не обязан.
![](/userfiles/2013/03/26/ba52d2f147_small.jpg)
5. Я еще удивлялся, почему нам дали такую исцарапанную и побитую машину? Когда через 5 часов в нас в первый раз въехали, все вопросы как-то сами снялись.
![](/userfiles/2013/03/26/ca5d91c62a_small.jpg)
7. Максимально допустимое кол-во пассажиров на мотоцикле не должно превышать 4 человек. На руле допускается перевозить не больше одного пассажира.
Правилами перевозки детей разрешается:
занимать детьми любые свободные места в автомобиле вокруг водителя
перевозить детей на руле мотоцикла.
![](/userfiles/2013/03/26/4de455d438_small.jpg)
8. Держать ребенка одной рукой, а другой — держаться за пакет с продуктами (для пассажиров мотоциклов)
давать детям порулить.
![](/userfiles/2013/03/26/425d1ecee4_small.jpg)
9. Водитель транспортного средства должен в любой момент быть готовым увернуться от мотоциклиста, двигающегося по полосе встречного движения.
![](/userfiles/2013/03/26/417ec4e312_small.jpg)
10. Я не люблю рынки. Особенно те, которые похожи на Черкизон. А когда сквозь толпу то и дело протискиваются мотоциклисты, я готов купить топор.
![](/userfiles/2013/03/26/97f09d960b_small.jpg)
11. Ничего так не злит, как «иранский экофрендли» транспорт внутри помещений. Но местные люди к этому привыкли и даже не ворчат, когда сзади подкрадывается пердящий мотоциклист или автомобиль. Все послушно расступаются.
![](/userfiles/2013/03/26/dc3b87b15b_small.jpg)
12. Остановка транспортного средства разрешается везде, если так надо.
Обгон разрешается везде.
Разворот разрешается везде.
![](/userfiles/2013/03/26/2466f00c96_small.jpg)
13. Водитель транспортного средства должен пропустить другое транспортное средство, если то:
имеет высокую стоимость
подает звуковой сигнал
подрезает
вклинивается
обгоняет по встречной полосе
едет по той же полосе навстречу
внезапно разворачивается
перестраивается без звукового сигнала
Уникальная фотография — мотоциклист в шлеме! Я лично видел, как мотоциклист ехал по тротуару среди прохожих и при этом читал свежую газету.
![](/userfiles/2013/03/26/c4bebe4b0b_small.jpg)
14. Все тротуары, дворы домов или мечетей оборудованы нехитрыми горками, чтобы мотоциклистам было удобнее.
![](/userfiles/2013/03/26/bdba01656b_small.jpg)
15. Типичный светофор. Хорошее заметное табло с отсчетом времени. Среди общего хаоса мне очень понравилась функция неработающего светофора. У нас выключенный светофор моргает только желтым, а в Иране желтым — если главная дорога и красным — если второстепенная. Хорошее решение.
![](/userfiles/2013/03/26/822812f4d7_small.jpg)
16. Из городского транспорта я видел только автобусы, микроавтобусы и такси. В городских автобусах женщины сидят в задней части салона, мужчины спереди. В междугородних автобусах все сидят вперемешку. А в такси набиваются как сельди в бочку.
![](/userfiles/2013/03/26/ebcf20fdac_small.jpg)
17. Интересное решение — карманы для автобусов. При остановке один другому не мешает.
![](/userfiles/2013/03/26/8ad412db6e_small.jpg)
18. Касса по продаже билетов. Проезд стоит какие-то копейки.
![](/userfiles/2013/03/26/c36aaf89f8_small.jpg)
19. Ни один таксист, с которым мы ездили, не понимает по-английски. Поездка по городу — 20-30 рублей.
![](/userfiles/2013/03/26/1be2ab6417_small.jpg)
20. Чтобы автомобили не заезжали на тротуары и газоны, выкапываются огромные канавы, ставятся высоченные отбойники или столбы.
Кстати, оцените высоту слоя асфальта! Правда, качество дорог в городе все равно паршивое.
А если серьезно, то в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Местные граждане прекрасно уживаются в этом хаосе и чувствуют себя комфортно. Когда на дороге появляемся мы, такие «правильные» туристы, люди не понимают наших действий и нашей реакции. Когда я останавливался перед зеброй, пропуская пешехода, то тот сначала долго не понимал, что происходит, потом показывал руками «проезжай, странный человек». И только когда он понимал, что я остановился его пропустить, поднимал руки в жесте благодарности, начинал переходить дорогу. Правда, его чуть не сбивали обгоняющие меня с разных сторон автомобили…
Я за 10 лет своего водительского стажа столько не сигналил, как за 10 дней в Иране )
Будьте внимательней на дорогах!