С 2016 года в США с дорог убрали почти все камеры контроля скорости и нарушения ПДД. В некоторый штатах камеры контроля ПДД запретили полностью.
Объяснили этот процесс смешным фактором: недовольством населения вмешательством в их личную жизнь. Притом, что в Европе и в Японии камеры по-прежнему существуют несмотря на не меньшее недовольство населения и точно такое же вмешательство в личную жизнь. США лидировали по камерам и развили эту отрасль первыми, они также обожают следить за своим и чужим населением, обожают штрафовать. А тут раз и свернули лавочку. Явно они узнали о камерах что-то такое, что вредит их стране и их населению.
И реально этот фактор существует. Хотя и игнорируется на волне антикоррупционной борьбы, которую делают камеры (ведь они не берут взятки) и на волне пополнению бюджетов неожиданными доходами. Когда на дорогах стоит немного камер они вполне безопасны. Но когда камер становится очень много, и они стоят через каждые сто метров, то они из ловли случайных нарушителей превращаются в инструмент тотального мониторинга скорости движения. То есть любое нарушение скоростного режима неминуемо штрафуется. В результате водители начинают непрерывно мониторить спидометр, чтобы ни в коем случае не превысить скорость и держаться в разрешенной двадцатке. На глаз скорость определять умеют единицы. Человеческое ощущение скорости часто зависит от субъективных факторов. Ширины дороги. Чем уже дорога, тем скорость кажется выше. Предыдущей скорости движения. Если автомобиль ехал быстро и замедлился, то скорость кажется ничтожно малой. И наоборот если ехал очень медленно и ускорился, то большой. Субъективные ощущения скорости зависят от окружающего трафика и даже от высоты зданий. Зависят также и от дорожного покрытия. Хуже всего человеческий мозг определяет точные данные скорости, зато великолепно отличает опасную скорость от безопасной.
Чтобы не собрать штрафов водители в современных городах непрерывно мониторят спидометр. Этот процесс связан с прыжками глаз с расположенного вблизи спидометра на дорогу и обратно на спидометр. Нередко блок спидометра еще и слабо освещен и зрение вынужден переключаться на темный спидометр и на светлую дорогу. Для чиновника, занимающегося организацией дорог, такое переключение конечно же, происходит мгновенно, и оно безопасно. Реальность же гораздо суровее. Глаза не могут мгновенно перестроить резкость с близкого объекта на дальний. У разных людей этот процесс занимает от 0.2 секунды до 5 секунд. С возрастом медленнее. Переключение же с темного на светлое тоже не мгновенно. Можете провести эксперимент и замерить сколько времени такое переключение глаз занимает у вас лично. Но это не настолько быстро как кажется. И параметр аккомодации глаза не изучается на медкомиссии.
То есть мы имеем ситуацию, что большинство водителей каждый несколько секунд скачут глазами на спидометр и обратно на дорогу. То есть эти водители по несколько секунд совсем не видят дорогу. И делают это также в сложных дорожных ситуациях, так как это привычка скаканья глазами. В результате, водители благодаря этому фактору хуже видят дорогу, не замечают множество опасных факторов там и попадают в аварию. Ведь за несколько секунд на дороге может возникнуть аварийная ситуация.
И если посмотреть видео аварий за последние 3-4 года, когда камер на дорогах России стало критически много, то мы найдем на эти видеороликах множество случаев, когда водитель мог избежать аварии, если бы вовремя заметил бы опасность. В последние годы много аварий, когда все водители идут на таран, имея множество возможностей избежать аварии и множество времени на это. Как будто водители или один из них не видят дорогу. Такие аварии, как будто водители вдруг ослепли. И они реально ослепли, так как переключали глаза со спидометра на дорогу, так как опасались цапнуть штраф. И если ранее на спидометр смотрели изредка, то сейчас мониторинг спидометра стал жизненно необходим, чтобы дорога не стала слишком дорогостоящей.
Таким образом, засилье камер контроля скорости породило дурную привычку у водителей, отвлекающую от дорог и ведущую к многочисленным ДТП. Естественно, никто не исследовал этот фактор и количество ДТП им вызванное. Однако логично, что временное ослепление водителей породило немало ДТП и убило немало людей. Но заметили это пока только в США, где ценят свое население, которое позволяет им доминировать в мире. Остальным же странам США диктуют необходимость распространения камер, которые успешно решают проблему перенаселения в мире, так же делают людей беднее, так как любой даже самый законопослушный водитель неминуемо получает множество штрафов.
Заметим также, что сложность и интенсивность движения в больших городах таковая, что постоянный контроль дороги жизненно необходим. И такое мерцающие внимание и зрение крайне опасны.
Таким образом, средство, которое создавалось для увеличения безопасности дорожного движения стало сильным фактором, увеличивающим аварийность и смертность. Причем, что самое ужасное это средство затянуло на государстве удавку коммерции. Ведь камеры зарабатывают огромные деньги и отказаться от них невозможно из-за экономического фактора. Причем вокруг этой отрасли выросли заводики, производящие такие камеры и продающие их в три дорого из расчета на откаты. Потом эти же фирмочки зарабатывают на их обслуживании. Наконец в ряде регионов появились частные камеры, которые получают долю от штрафов. То есть выросла целая отрасль приближенная к власти, зарабатывающая на превышении скорости. Отрасль, которой выгодно, чтобы водители нарушали, так как от этих нарушений зависит толщина кошельков этих бизнесменов. Это неминуемо ведет к значительному росту запутанных дорожных знаков и схем разметки. Так как запутанный водитель заедет в ловушку и принесет деньги дружественному бизнесмену, который там поставил камеру. Эти компании будут развивать нарушения ПДД любой ценой и делать все возможно, что бы камеры приносили доход. А с не нарушающих водителей деньги не собрать. Причем дороги, напичканные камерами, не становятся менее аварийными. Даже официальная статистика с трудном пририсовывает успехи в борьбе с авариями.
Также камеры превратили движение в тотальный мониторинг движения, когда каждый участок дороги снимается камерой. В это же время превышение допустимой скорости нередко является условием безопасного движения. Например, при обгоне на шоссе, обгон на более высокой скорости позволяет быстро закончить маневр. В иной ситуации обгоняющий автомобиль должен находиться на встречной полосе очень долгое время, что влечет опасность. Нередко для безопасного маневра нужно быстрее доехать до точки маневра и для этого требуется превысить скорость. Скорость иногда надо превысить, чтобы избежать аварийной ситуации или просто аварии. Скорость иногда нужно превышать, чтобы не передвигаться в мертвой зоне грузовика или другой машины. То есть существуют маневры и ситуации, когда превышение скорости увеличивает безопасность маневров на дороге, на не уменьшает их. Но формально такие ситуации разрешены. Есть статья 2.7 КоАП РФ, которая разрешает нарушать ПДД в случае крайней необходимости. Камера эту крайнюю необходимость различить не может, а полицейский инспектор может. И хотя доказать в суде крайнюю необходимость сложно. Фактически ситуации такие встречаются очень часто. Но камеры точно выпишут штраф, и водители в случае крайней необходимости все равно едут по ПДД и попадают в ДТП, пусть и не по своей вине. Случаев же, когда легкое превышение скорости увеличивает безопасность движения и снижает сложность и напряженность ситуации множество. Но тотальный мониторинг камерами дорог лишает водителей возможности действовать согласно своему опыту и сложившейся ситуации. Результатом опять же является множество ДТП.