Чукчи оказывается не такие смешные в жизни, как в анекдотах.
Количество чукчей на момент их встречи с Российской империей было около 10 000 человек. С самого детства чукчи подвергались суровым тренировкам, а выше всего в их обществе ценилась грубая физическая сила. Силачей называли "эрмэчьыт", и они пользовались большим уважением и авторитетом. Первые попытки привести к присяге чукчей и заставить платить их ясак российским казакам были неудачными. Чукчи, которые и так были небогаты, не понимали, зачем отдавать ценные вещи кому-то еще. Когда же казаки Нижнеколымского острога решили взять заложников, чтобы обеспечить дань, то не учли одной особенности воинственных оленеводов — презрения к смерти.
Побежденный в поединке чукча не просил пощады, а просил смерти, так что взятые в плен просто кинулись на охрану и были конечно убиты.
Покорение чукчей доверила Екатерина I казачьему голове Афанасию Шестакову, которому по случаю присвоили звание главного командира Северо-Восточного края, а его помощником назначили капитана Тобольского драгунского полка Дмитрия Павлуцкого. По пути Шестаков, который был простолюдином, получившим дворянство за выслугу, и командир казаков Павлуцкий — потомок белорусских шляхтичей, не смогли договориться между собой о единоначалии и сильно повздорили. В итоге их отряды разделились. Отряд Шестакова был полностью разбит. Команда Павлуцкого из 230 казаков прибыла в Анадырск, к ней присоединились 280 коряков и юкагиров. В открытом бою стрелы против пуль и броня против кожи показала своё дело. Тогда чукчи перешли к партизанской войне, не соизволив все равно платить дань. Такое поведение туземцев вызвало гнев императрицы Екатерины I, которая издала: «На оных немирных чукч военною оружейною рукою наступить и искоренить вовсе, точию которые из них пойдут в подданство Ея Императорского Величества оных так же жен их и детей взять в плен и из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якутском воеводстве по разным острогам и местам между живущих верноподданных».
Чукчи, наученные первыми открытыми боями просто ушли в горы. Карательные отряды казаков, чтоб не умереть с голоду, отступили. Но по пути попали в ловушку и были истреблены чукчами. Война с чукчами оказалась очень разорительной: в 1763 году подполковник Ф.К. Плениснер писал в своем отчете, что расходы на ведение войны превзошли доходы от дани и трофеев почти в 50 раз. В итоге в 1764 году сенат издал указ о ликвидации Анадырского острога и прекращении войны. От войны было решено перейти к торговле, но только в 1788 году, после долгого отчуждения, была открыта ярмарка на реке Анюй.
14 октября 1779 года Екатерина II подписала высочайшее повеление о принятии чукчей в российское подданство. Конечно, чукчи об этом не знали, как и не понимали, зачем русские понавтыкали в землю тридцать железок причудливой формы (гербов в Беринговом проливе были установлены для подтверждения того, что это территория Российской империи).
Это не помешало обозначать на картах середины XVII века Чукотку как российскую территорию. В государственных документах отмечалось: «Чукчи народ не вполне покоренный, на своей территории управляются и судятся по собственным законам» и «ясак платят количеством и качеством какой сами пожелают и когда пожелают».
Первая российская администрация появилась на Чукотке только в 1912 году.
Из сети.