Мне скоро исполнится 65 лет, я пилотирую самолёты уже 36 лет. Я достаточно умен, но далеко не вундеркинд.
Я — обычный человек. В возрасте 64 лет мне пришлось научиться управлять самым сложным современным самолетом — Airbus A350. В течение последних 25 лет я летал на относительно простом Boeing 767 и никогда не управлял самолетом Airbus, который радикально отличается почти во всех отношениях от Boeing. Я был самым старшим среди слушателей программы начального квалификационного обучения авиакомпании Delta. Меня предупредили, сказав, что даже молодым пилотам эта тренировка кажется очень сложной и что, учитывая мой возраст, успех не гарантирован. Это был очень сложный самолет. Учебник насчитывал 7000 страниц, плюс бесчисленные обучающие видеоролики, надо было провести 6 недель на тренажерах, и сдать чрезвычайно сложные электронные и устные экзамены. Многие говорили :"Ты не справишься, старик".
Чушь собачья! На самом деле я без труда прошёл тренинг. Он был не сложнее той подготовки, которую я прошел, тренируюсь для McDonnell Douglas MD-11 в 1991 году, когда мне было 34 года, хотя у 350 была более сложная программа тренировок. За 30 лет у меня не было ни одного момента, когда я чувствовал, что мои способности к обучению ослабли, и я без труда справился с очень напряженными тренировочными программами. Если я смог сохранить свои способности к обучению для сложных тренингов в 65, то любой сможет.
Теперь отвечаю на вопрос, когда наступает предел: для некоторых это может быть 30 лет, 40 или 50 и т. д. Каждый человек индивидуален. Есть люди, не способные к обучению даже в юности. Не делайте поспешных выводов. Не исключайте себя из профессии в определенном возрасте. Не относитесь предвзято к пожилым людям. Не стоит их недооценивать. Некоторые из них по-прежнему великолепны и даже более квалифицированны, чем вы. Относитесь ко всем хорошо, особенно к пожилым, потому что вскоре вы станете одним из них и захотите, чтобы к вам тоже относились с достоинством и уважением.
Стив Бейзер, авиакомпания Delta Airlines, капитан воздушного судна, полётный стаж 43 года.