Все, кому довелось побывать в славном городе Пынара (Турция), вряд ли забудут невероятный пейзаж — нависающую над античными развалинами отвесную скалу, испещрённую геометрически правильными отверстиями. Это не соты гигантских пчёл, а легендарные ликийские гробницы, вырубленные в 400-метровой горе Бабадаг.
Наивные жители ликийского царства верили, что умерших уносят в загробный мир волшебные крылатые существа, похожие на ангелов, и поэтому клали покойников поближе к небу. Кроме того, по их убеждению, высотная могила гарантировала, что дикие животные не доберутся до останков, ведь перед богами надо предстать в целости и сохранности. Правда, от птиц-стервятников хитрость не защищала.
Продолжительность жизни в Древней Греции была так себе — мужчины в среднем коптили небо от 35 до 40 лет — особо не разгуляешься, только войдёшь во вкус, а уже пора закругляться. Женщины жили и того меньше, но сколько точно, неизвестно — они настолько часто гибли во время родов, что никому не приходило в голову вести отдельную статистику. Сколько лет мучились рабы (а их численность в Древней Греции и Риме доходила чуть ли не до 40% населения), вообще никого не интересовало — столько, сколько нужно хозяину.
Объясню, почему я это вспомнил — несмотря на быстротечность бытия, прежние обитатели Анатолии не ценили жизнь, ведь всё хорошее, как они думали, начиналось только после её окончания. Чем выше находилась могила, тем быстрее для умершего начиналось безграничное счастье.
У меня, как у любого любознательного туриста, возник вопрос: как в античные времена в скалах вырубали склеп? Стандартная площадь гробницы была небольшой, не больше 10 квадратных метров, но ведь это помещение вырезали вручную, без помощи инопланетян, как можно было бы подумать.
Скальные гробницы в Дальяне и Фетхие.
Многие из могил снаружи представляют собой настоящее архитектурное чудо с высокими классическими колоннами и замысловатыми рельефами, зато внутри — это простой функциональный квадрат с каменным ложем для покойников (иногда, для целой семьи). Я заглянул в одну такую могилку — она показалась мне очень похожей на бетонную комнату в нынешних московских новостройках.
Информации о том, как строили «вертикальные кладбища», нет — историки прошлого не тратили ценные буквы (их приходилось вырезать в дереве или камне) на малозначимую информацию. Остаётся только предполагать, как всё происходило:
1.Скальные могилы вырубали в горах первые в истории промышленные альпинисты — я не шучу. Работников вывешивали на верёвках — или в специальных люльках — с вершины горы. Главное требование к сотрудникам — не бояться высоты. Месяцами (или даже годами, в зависимости от сложности работ) они висели над пропастью, вгрызаясь в камень. Возможно, работа шла в несколько смен, по ночам строители светили себе факелом или масляными лампами.
2.В Древней Греции в ту эпоху люди уже научились плести веревки. Обычно они состояли из трёх скрученных нитей, которые были повторно скручены в противоположном направлении и обладали большой прочностью. Не современное альпинистское оборудование, но всё же.
3.Строители использовали инструменты из бронзы или железа. Стоили они огромных денег, позволить себе их могли только самые успешные строители.
4.Известно, что древнегреческие скульпторы в среднем высекали одну крупную скульптуру из мрамора за 1 год. Мрамор — твёрдый минерал, строители скальных могил имели дело с более мягким материалом — песчаником или известняком. Однако, и объём работы был больше, чем у ваятелей. Скорее всего, над скальными могилами трудились бригадами — ведь, как минимум, на вершине должен был оставаться один человек, чтобы поднимать коллег после окончания работы. По моим подсчётам, работа над элитной могилой занимала не менее трёх лет.
5.И, наконец, главное: попасть в античный рай могли только самые богатые и влиятельные ликийцы.
Места на скале не раздавались, а продавались, при этом могилы на самой большой высоте стоили дороже всего — правители Древней Ликии приторговывали местами на природном кладбище и не упускали возможности заработать. Быть похороненным на виду всего города — настоящий мастхэв. Не удивлюсь, если станет известно, что знатные люди тратили всё своё состояние на красивую могилу. Бедным оставалось только молча завидовать, разглядывая захоронения снизу — им потусторонняя жизнь была не по карману.
Пынара — уникальное место. К сожалению, город разрушен землетрясениями и заброшен. Добраться до главных достопримечательностей — скальных захоронений — почти невозможно.
Кстати, в Патаре, другом ликийском городе, продавщица соков рассказала мне, что Ликия продолжает существовать, несмотря на гибель империи 2 тысячи лет назад, она осталась в генах местного населения и языке. «Voyn!» — сказала она мне на прощание на чистом ликийском. "До свидания!"