Признайтесь, кому из вас известно имя придворного художника княжества Лихтенштейн Эжена Зотова?
(На фото) Лихтенштейн. 1950 год. Семья Мясоедова (Зотова). У ног Ивана Мясоедова и Мальвины Верничи сидит их дочь Изабелла Верничи и слева ее дети Анита и Михаэль Модлер.
Эжен Зотов весьма почитаем в княжестве, внес значительный вклад в культурную жизнь Лихтенштейна, был автором государственных почтовых марок.
Между тем, не смотря на все свои заслуги, художник был выслан из страны, которой служил верой и правдой. Чем же он заслужил такое наказание?
Давайте немного поговорим о том, откуда возник этот замечательный талантливый художник Эжен.
История его жизни весьма необычна.
Родился художник в 1881 году в семье известного российского художника, одного из основателей товарищества передвижников Григория Мясоедова и крещен был под именем Иван.
Матерью Ванечки была вторая жена Григория, тоже художница. Все бы хорошо, но Григорий Мясоедов очень не любил детей. Прямо совсем не любил. И своего тоже. Поэтому он запретил жене проявлять материнские чувства, сыну своему Ванечке представлялся крестным, а жене велел представляться кормилицей. Едва мальчик подрос его вообще отдали чужим людям на воспитание.
Только в восемнадцать лет, после смерти матери, Иван узнал, кем на самом деле приходилась ему эта женщина. Понятно, что любить папашу ему было не за что, хотя талант его он унаследовал сполна.
Такие жизненные старты не могли не отразиться на характере Ивана. Первой его задачей было стать сильным чтоб отпор давать в первую очередь папаше, который, вернув подростка в дом, бил его смертным боем.
Иван стал атлетом. Он упорно работал над собой и был так прекрасен в обнаженном виде, что писать его считали за честь русские художники того времени. Иван не скромничал, он вообще был убежденным нудистом и не стеснялся даже и на улице показаться без одежды, за что и полицию не раз был доставлен.
Иван был силен, завязать узлом кочергу было для него плевым делом. Понятно, что с такими интересами ему прямая дорога была в цирк, где он с успехом выступал.
В цирке же он встретил свою любовь маленькую, изящную акробатку- итальянку, на которой и женился.
При этом, он занимался и рисованием и очень успешно.
Папаша же не признавал успехов сына в любом их проявлении, смеялся над ним, всячески унижал. Так что на смертном одре сочувствия в сыне он не нашел тот с интересом зарисовывал родителя в состоянии агонии.
А похоронив, распродал все картины папаши в частные руки, тем самым немало способствовал тому, что имя передвижника было отчасти забыто.
Много чего было в судьбе Ивана и белая армия, и служба у Деникина, и бегство в Константинополь, и многое другое.
Позже он с супругой уехал в Германию, где зарабатывал на жизнь рисованием.
Однако, внимательные люди обратили внимание на то, что жизнь супругов была уж слишком обеспеченной, не по доходам. Так что попал Иван в тюрьму Моабит за фальшивомонетничество. Тюрьма не отучила его от пагубного занятия и через несколько лет он вновь был осужден.
Не судьба решил Иван и, справив себе и жене фальшивые чехословацкие паспорта на имя супругов Зотовых, отбыл в Бельгию, а затем в в1938 году в Лихтенштейн, где Иван в прямом смысле пришелся ко двору, став, как я выше уже упоминала, придворным художником.
В Лихтенштейне Мясоедов стал знаменит и востребован, он активно работал, создавал портреты членов местного княжеского дома и эскизы почтовых марок. Кроме того, он имел тайные связи с нацистами, для которых изготавливал и передавал клише для изготовления фальшивой английской валюты.
Однако, в 1946 году Чехословацкое генеральное консульство выявило местонахождение проживающих в Лихтенштейне с фальшивыми паспортами Зотовых, о чём известило правительство страны.
Зотовы были лишены гражданства.
В 1948 году Мясоедов снова попал под арест «за попытку подделки государственных кредитных бумаг». Лихтенштейнский суд приговорил его к двум годам заключения.
В 1953 году семья Мясоедовых переехала в Аргентину.
Во время поездки Мясоедов тяжело заболел и 27 июля 1953 года, через три месяца после прибытия в Буэнос-Айрес, умер от рака печени.
Светлая ему память.
Вот такая уникальная судьба человека, умудрившегося прославиться под разными именами и фамилиями, под разными флагами, а так же в совершенно разных областях деятельности: в изобразительном искусстве, как выдающийся художник, в сфере физической культуры, став одним из основоположников русской атлетики, а так же в криминальном мире как талантливый фальшивомонетчик.
Наталья Тартаковски