Есть у меня один знакомый чеченец. Он работает охранником в торговом центре. Мы случайно разговорились в счастливые допандемийные времена и с тех пор, когда я приезжаю туда за покупками, я всегда перебрасываюсь с ним парой слов.
Оказалось, что Иса вырос в русском интернате (почему он остался без родителей, понятно без объяснения), поэтому по-русски говорит без акцента и грамотнее, чем многие россияне.
От него я узнал, что по-чеченски «нет» это ха, а «да» хаха, с ударением на первом слоге, и что в чеченском нет обращения на вы, только на ты, как в английском.
-Как ты относишься к мобилизации, Иса? Не боишься, что призовут? спрашиваю его.
-Нет, брат, не боюсь.
-Почему? Откуда такая уверенность?
-У меня, по воле Аллаха, пятеро дочерей. Я многодетный отец. Таких не берут. Поэтому сплю спокойно и на аппетит не жалуюсь. Да и за дочек можно не беспокоиться, служить не заставят.
-Давно в Москве?
-Уже лет 15.
-Что тебе здесь больше всего нравится?
-Что? Иса задумчиво почесал свою окладистую бороду с полоской седины. Метро! Это лучшее, что у вас есть. Я подрабатываю курьером, документы развожу. Раньше ездил на машине, живот отрастил до пола, начал весить 140 кг, а как на метро пересел, сбросил. Всем советую. На эскалаторе надо ходить пешком, не только вниз, но и вверх.
-Здорово. Отличный совет.
-В последние дни, правда, боюсь метро пользоваться.
-С чего это вдруг?
-Очень много народу. Не к добру это. Может быть теракт. Раньше нас, чеченцев, во всём делали крайними, знаешь, как обидно было. Теперь на украинцев перекинулись. Стало как-то спокойнее, но погибать не хочется.