Через пять месяцев после начала «специальной военной операции» стали проявляться её «геоэкономические» последствия.
Россия постепенно выпадает из глобальной экономики (импорт товаров и услуг из Европы и США упал в первом полугодии не менее чем на 50% (https://iz.ru/1345985/2022-06-07/ekspert-zaiavil-o-padenii-importa-tovarov-iz-evropy-na-50); из страны ушли более 1000 западных компаний (https://moskvichi.net/iz-rossii-ushli-1033-mirovye-kompanii-eshhjo-430-priostanovili-dejatelnost-expert-group-on-russian-sanctions/)), но при этом подсаживается на китайскую торговую «иглу». Следует заметить – и я писал об этом недавно (https://theins.ru/opinions/inozemtsev/253041) – что от разрыва отношений с Западом Москва не стала стратегическим партнёром Пекина: Китай не спешит с признанием её сателлитов в Донбассе, не помогает в военной сфере, соблюдает западные санкции в финансовом секторе и авиации, не увеличивает инвестиций в росcийские проекты. Однако пустеющий отечественный рынок китайские друзья, судя по всему, решили освоить «по полной», обсуждая при этом между собой неизбежное и скорое военное поражение России и «дерусификацию» мировой экономики (https://republic.ru/posts/103895).
Согласно отрывочным данным, китайские производители смартфонов и компьютеров скоро станут у нас монополистами: на рынке мобильных телефонов их доля выросла с 39% в январе до 70% в июне (https://www.iksmedia.ru/news/5893507-Kitajskie-brendy-dostigli-70-na-ros.html) и может приблизиться к 90% в конце года (https://www.dk.ru/news/237169698) – при этом речь идёт о «чисто китайских» брендах, таких как Huawei, Vivo, Tecno, Infinix, Realme и Xiaomi (рост в продажах большинства этих марок в России превыcил 100% год к году (https://lenta.ru/news/2022/07/04/chinaa/), а у Tecno составил около 20 раз (https://droider.ru/post/kitajskie-brendy-zajmut-90-proczentov-rossijskogo-rynka-gadzhetov-10-07-2022/)). Продажи китайских телевизоров – опять-таки автохтонных марок Haier, Fusion, Harper и др. – выросли за год более чем на 95% в натуральном выражении (https://new-retail.ru/novosti/retail/prodazhi_kitayskikh_televizorov_v_rossii_uvelichilis_pochti_vdvoe5561/). Даже производители грузовиков из Поднебесной отмечают триумф за триумфом: в июне их доля выросла до 31% рынка, а в первой половине июля – до 44%, превысив показатели российских производителей (https://www.kommersant.ru/doc/5470189). Поставки чипов из Китая в Россию также выросли с начала года более чем вдвое (https://www.wsj.com/amp/articles/chinese-firms-are-selling-russia-goods-its-military-needs-to-keep-fighting-in-ukraine-11657877403). Всем этим, видимо, в итоге и ограничатся пресловутые кремлёвские импортозамещение и прорывная промышленная политика – но…
В отличие от сотрудничества с западными компаниями, которое активно развивало периферийные экономики, обеспечивая перенос производств в самые разные страны и последующий индустриальный реэкспорт из них (80% производимых в КНР iPhone продаются за пределами Китая (https://www.businessofapps.com/data/apple-statistics/)), сам Китай никогда не был замечен в подобном. Китайцы не строят за рубежом производственные мощности, способные стать конкурентами китайским компаниям (я бы вспомнил, как в 2008-2009 гг. в развитие российско-китайского сотрудничества КНР предложила профинансировать на Дальнем Востоке только добывающие мощности – и ни одного предприятия по изготовлению конечного продукта (https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2009/10/12/rossiya-stanet-syrevym-pridatkom-kitaya)). Если китайцы и инвестируют в реальный сектор, то в основном — либо покупая уже действующие компании, имеющие хорошее положение на международном рынке, либо создавая предприятия, ориентированные на рынок страны пребывания. Отдельно стоят инвестиции в сырьевые проекты, которые КНР делает в десятках стран от Венесуэлы и Бразилии до Мьянмы и Анголы, но большинство из них ориентированы на обеспечение сверхприбылей самим китайцам и при этом ставят страны-получатели инвестиций в сложное положение (последний из примеров – Шри Ланка (https://www.wsj.com/articles/sri-lankas-debt-crisis-tests-chinas-role-as-financier-to-poor-countries-imf-bailout-11657735179)).
Ориентация России на Китай как на поставщика нужных стране товаров вполне понятна – тем более, что для России Китай остаётся благосклонным покупателем нашего дисконтированного сырья, да и китайских юаней, благодаря прозорливой политике Центробанка, в России не счесть. Однако надеяться на то, что такое сотрудничество принесёт нашей стране какое-то развитие, я бы точно не стал. Оно подействует на Россию как сильное обезболивающее на безнадёжного онкобольного: страдания уменьшит, но, по сути, кардинально ровным счетом ничего не изменит...
Кремлёвский безбашенник