Цена нефти Brent превысила $130 за баррель, побив пиковые значения 2012 года в более $128. Выше нефть стоила только в 2008 году $143. Однако радоваться рано.
"История самый лучший учитель" – говорила в свое время премьер-министр Индии.
И была права. Чтобы более-менее трезво оценивать происходящие события, к истории стоит обращаться почаще.
Последнее десятилетие словосочетания "санкции от США" и "заморозка активов" ассоциировались в мировом сообществе с не Россией, а чаще с Ираном. Но теперь все изменилось.
История санкций против Ирана уходит на десятки лет назад. Но мы посмотрим на последний яркий пример: в 2012 г. Евросоюз отказался от импорта иранской нефти (США к тому моменту не покупали ее уже более 30 лет). Это для Ирана было болезненно – в ЕС направлялось около трети иранского нефтяного экспорта. В этом же году многие иранские банки отключили от SWIFT. В результате этих санкций ВВП Ирана упал на 7,4% в 2012 г. и еще на 0,2% в 2013 г. То есть эффект от санкций был очень даже продолжительным. При этом инфляция тоже очень значительно разогналась и в 2012 г. превышала 40%.
Изначально, до введения санкций, доля нефтяного сектора в ВВП Ирана составляла в районе 20%, что вполне соотносится с ситуацией в России – у нас "при прочих равных" примерно аналогичная зависимость от нефтегазовых доходов.
Посмотрим теперь на то, что происходит у нас.
Что мы видим?
▪️Отключение от SWIFT ряда наших банков и неформальное нежелание зарубежных финансовых институтов с нами работать значительно усложняют международные переводы.
▪️Частичная заморозка валютных резервов ЦБ дополнительно ставит под удар курс рубля.
▪️Формальные и неформальные санкции против России со стороны зарубежных компаний и, как следствие, прекращение поставок в России программного обеспечения, средств производства, сырья и конечных товаров.
▪️Наши ответные санкции, запрет экспорта некоторых товаров.
▪️Падение доверия к российской финансовой системе и бизнесу. Причем как со стороны иностранцев, так и внутри страны.
▪️Высокие риски невыполнения обязательств бизнеса, населения и государства.
Мы не знаем, как ситуация будет развиваться в дальнейшем у нас. Тем не менее, нынешние изменения уже крайне болезненны – наша экономика переживает сейчас невероятный шок.
Задуматься это не в русском стиле.