Вспомните знаменитую сказку Льюиса Кэррола «Приключения Алисы в стране чудес». Попав в страну чудес, Алиса подвергается ряду метаморфических изменений: увеличивается или уменьшается после того, как выпьет жидкость или съест пирожок. Подобные ощущения испытывают люди с заболеванием под названием «синдром Алисы в Стране чудес» (Alice in Wonderland Syndrome — AIWS). Кстати, сама сказка знаменитого писателя, философа и математика до сих пор представляет собой загадку для многих исследователей, служит источником вдохновения для людей творчества и науки. Например, Джон Леннон и Пол МакКартни из группы «The Beatles» не раз обращались к многочисленным метафорам и аллегориям сказки в своём творчестве. Интерпретировали эту сказку и психоаналитики, и физики, и математики.
Сказка «Приключения Алисы в стране чудес» была написана в 1865 году. Первым описал синдром Алисы в стране чудес и дал ему это название доктор Липпман в 1952 году. Он связывал расстройство с предрасположенностью у больных к мигрени. А в 1955 году, благодаря работе британского врача-психиатра Джона Тодда, появились более детальные и точные описания симптомов заболевания. Он же первым попытался выяснить причины возникновения синдрома. Ещё одно название этого заболевания — синдром Тодда. По наблюдениям доктора Тодда, многие маленькие пациенты из-за мигрени искажённо воспринимали размер предметов или частей тела (метаморфопсия). Врач обратил внимание на тесную связь между этими симптомами и мигренью и пришёл к выводу, что синдром может представлять собой вариант мигрени.
Существует гипотеза, что сам Льюис Кэррол страдал мигренью и испытывал приступы описанного им синдрома. Или же, что кажется всё-таки более вероятным, Льюис Кэррол передал в сказочной форме реальные переживания самой Алисы, у которой был синдром, впоследствии получивший её имя. Если врачи интерпретируют приключения Алисы как «похождения в стране неврологических расстройств», то физики, например, в превращениях Алисы видят иллюстрацию сжатия-расширения Вселенной или даже теорию относительности.
Синдром Алисы в стране чудесили микропсия — это неврологическое расстройство, дезориентирующее неврологическое состояние. Оно возникает не изолированно, а на фоне таких заболеваний, как: мигрень, эпилепсия, энцефалит, инфекционный мононуклеоз, вирус Эпштейна-Барр, опухоль мозга, длительная депрессия, употребление галлюциногенных препаратов, психоактивных веществ.
Несмотря на то, что Синдром Алисы представляет собой искажённое восприятие реальности, его нельзя отнести кпсихическим расстройствам, так как критика, адекватное мышление человека сохранны. Во время приступа пациент хоть и видит всё искажённо и теряет ориентацию в пространстве, но сохраняет ясный ум и понимает, что его ощущения нереальны.
Другие названия синдрома — «карликовые галлюцинации», или «лилипутское зрение» — наталкивают на мысль, что у больного могут быть нарушения зрения, но на самом деле их тоже нет. Изменения происходят только на уровне корымозга, то есть нарушается переработка получаемой органами чувств информации. При этом искажаются не только зрительные образы, но ивосприятиевремени, звуков, запахов, тактильные ощущения. Сами больные говорят о том, что во время приступов синдрома теряется ощущение устойчивости: пол становится «волнистым», и при этом ноги «увязают» в нём, как в мягкой глине.
Признаки и симптомы синдрома Алисы в Зазеркалье
Как проявляется синдром Алисы в стране чудес? Какие виды нарушений восприятия существуют при синдроме Тодда и каковы его симптомы?
Как уже было сказано, синдром Алисы заключается в искажённом восприятии (агнозии).
Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного,слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и осознания размера окружающих объектов, а иногда и частей собственного тела.
Причём человек может воспринимать объекты как увеличенными в размерах — макропсия (макросоматогнозия), так и уменьшенными — микропсия (микросоматогнозия). Микропсия наблюдается чаще. Естественно предположить, что во время такого приступа человеку практически невозможно ориентироваться ни в пространстве, ни в собственном теле — он не способен не только реально оценить величину предмета, но и расстояние между предметами. Кроме того, часто нарушается восприятие времени.
Для того, чтобы представить себе, что испытывает человек во время приступа, вообразите, что внезапно у вас на глазах ваша нога, рука или другая часть тела стремительно вырастает… или уменьшается. Объекты окружающего мира ведут себя подобным же образом. Маленькая ложка, лежащая на столе, вырастает до размеров лопаты, огромная каменная глыба на дороге превращается в маленький камешек, через который не составит труда перешагнуть. При этом меняется не один какой-то предмет, а сразу все — весь окружающий мир и образ самого себя…
Одному больному казалось, что дальняя стена его комнаты начинала отступать — пока не превратилась в маленький белый прямоугольник… Или, например, страдающий синдромом видит, как пол вдруг принимает вертикальное положение, а столы, стулья, шкафы зависают в воздухе… дверная ручка вырастает до размеров самой двери или, наоборот, дверь уменьшается до размеров маленькой дверцы кукольного домика.Восприятие течения времени тоже резко меняетсяпри синдроме Алисы: субъективно оно либо убыстряется, либо замедляется. Как вы помните, героиня Льюиса Кэррола испытывала очень похожие ощущения, находясь в Стране Чудес.
Окружающий мир для страдающих этим синдромом меняется практически мгновенно. Поэтому люди полностью теряют контроль над реальностью. В такие моменты у больных наблюдается апраксия (идеомоторная апраксия Липманна) — затруднена пространственная организация движений. Прежде всего, страдают те виды праксиса, которые требуют чёткой пространственной ориентации движений, например, при одевании.
Как правило, микро- или макропсия сочетается с аутоморфопсией — нарушением восприятия своего тела и его положения в пространстве. Ещё более усложняет жизнь при синдроме то, что искажения реальности воспринимаются целостно, то есть всеми органами чувств, а не только зрением. То есть, если, например, человек видит, что его нога сильно «выросла», то он также чувствует и видит, что никак не может дотянуться рукой до пальцев ноги (длины руки просто не хватает). Или, как описывал это состояние один пациент, ему казалось, что резко увеличилась правая половина головы. Он даже мог видеть, скосив глаза вбок, её огромное полушарие, возвышающееся, по его словам, примерно на метр вверх. Пациент утверждал, что для того, чтобы дотронуться до своего правого уха, ему приходилось тянуться изо всех сил, и всё равно длины руки не хватало.
К счастью, в большинстве случаев расстройство восприятия продолжается минуты (что соответствует длительности мигренозной ауры), но в литературе описаны случаи, когда синдром затягивался на несколько суток, или даже недель.
Кроме того, для этого синдрома наряду с микропсией, макропсией и аутоморфопсией характерны:
Пелопсия (близко расположенные предметы кажутся отдалёнными в пространстве).
Телеопсия (наоборот, отдалённые предметы видятся в деталях, как на ладони).
Так, по описанию одного человека, страдающего синдромом, он «смотрел на птиц за окном, кружащих над деревьями в 100 метрах от него, и во всех подробностях видел каждую птицу и каждую верхушку дерева, как будто они были всего на расстоянии вытянутой руки».
Причины и механизмы возникновения синдрома Алисы
Периодичность приступов синдрома Алисы в Зазеркалье в общем такая же, как и мигрени, при которой чаще всего синдром Алисы и встречается — они происходят нерегулярно, «вспышками». Галлюцинации могут настигать больного в любое время суток, длятся от нескольких секунд до двух часов, иногда больше. Приступы могут следовать один за другим в течение нескольких дней и недель, затем прекращаясь.
Механизм возникновения приступов микропсии очень сходен с механизмами мигрени, которые до конца всё же ещё не изучены. Ведущую роль в развитии мигрени играет сложное нарушение регуляции тонуса сосудов головного мозга. Из-за неравномерного резкого спазма, а затем медленного расширения сосудов, разные отделы коры мозга то пребывают в состоянии гипоксии, то гипероксии, что, естественно, приводит к сбою в работенейронов, а это, в свою очередь, порождает галлюцинаторные феномены.
При мигрени, или гемикрании, развивается сильная головная боль, как правило, охватывающая только одну половину головы. У некоторых людей боли предшествуетаура.Аура— предвестник мигрени — чаще всего выражается в определённых нарушениях восприятия — не только зрительных, но и слуховых, обонятельных, тактильных.
Искажения реальности охватывают диапазон от самых простых и относительно безопасных — ощущения вспышек, молний перед глазами, выпаденияполей зрения, посторонних звуков в ушах (щебет птиц, гул, шорох, шум), небольшого искажения звуков, ощущения странных запахов, или усиления запахов, парестезий, онемения лица, конечностей, до таких серьёзных, как синдром Алисы в стране чудес, и даже деперсонализации, дереализации. В некоторых случаях больные могут переживать только ауру без болевого синдрома.
Мигренозная аураразвивается в течение нескольких минут и может длиться до нескольких часов. Почему возникает аура — до конца неизвестно, но возможно она связана с медленным распространением возбуждения и последующим подавлением активности нейронов коры головного мозга.
Это явление получило названиекортикальной распространяющейся депрессии. Чаще всего оно происходит в зрительном и соматосенсорном участках коры головного мозга.
Синдром Алисы как раз связан с тем, что кортикальная депрессия затрагивает теменную кору мозга, те участки, которые ответственны за ощущения частей тела в пространстве. Кроме того, известно, что метаморфопсия (искажение образа тела) наблюдается во время сверхстимуляции нейронов теменной коры и одновременном подавлении активности нейронов зрительной коры.
Кортикальная распространяющаяся депрессия коры вызывает нарушение интеграции сенсорной информации, что приводит к искаженному восприятию частей тела в пространстве. Кроме того, в теменной коре происходит интеграция слуховых и тактильных ощущений, поэтому часто при синдроме Алисы, они тоже бывают искажены.
Как часто встречается синдрома Алисы в стране чудес?
Синдром Алисы встречается достаточно редко — лишь у четырёх пациентов из тысячи, страдающих мигренью.Чаще всего ему подвержены дети от 5 до 13 лет. Если синдром начинается в детстве, то в подростковом возрасте может исчезнуть совсем. Однако бывают случаи сохранения или возникновения синдрома во взрослом возрасте.
Что испытывает человек с синдромом Алисы в стране чудес? Ниже —реальнаяистория пациента с синдромом Алисы в Зазеркалье.
Рик Хемсли так рассказывает о своей болезни:
«Когда это случилось впервые, я был 21-летним студентом. Накануне я долго не спал, пил много кофе и писал курсовую, но чувствовал себя нормально. А тут встал, наклонился за пультом, и мои ноги как будто ушли в пол. Взглянув вниз, я увидел, что моя ступня погружена в ковер, — неприятное чувство, но длилось оно всего несколько секунд.
Вскоре я обнаружил у себя более серьёзные пространственные нарушения. Пол подо мной либо шёл волнами, либо прогибался, а когда я пытался идти, мне казалось, что я ковыляю по губкам.
Если я, лёжа на кровати, смотрел на свои руки, то пальцы вытягивались на полмили вперед. Эти странные переживания стали случаться всё чаще, но я не обращал на них внимания, считая, что это связано сострессом, неправильным режимом сна или питания.
Я окончил учебу и устроился системным администратором, но, вместо того чтобы исчезнуть, мои симптомы усугубились. Теперь искажено было всё, причём постоянно. Когда я шёл по дороге, стоящие на обочине машины смотрелись как игрушечные, а я себе казался непропорционально высоким.
На работе мое кресло выглядело огромным, а сам я в нём как будто ужимался.
Вскоре выход на улицу стал требовать больших усилий: я с трудом понимал, по какой поверхности иду, так что ходьба давалась с трудом. Переходить дорогу стало опасно: я понятия не имел, какого размера приближающаяся машина и как далеко от меня находится.
Поскольку работать я уже был не в состоянии, то переехал к родителям. Из телепередачи я узнал о синдроме Алисы в Стране Чудес. Я стал надеяться на излечение, но ни мой терапевт, ни невролог не могли найти описания этого заболевания. Они говорили, что мне надо научиться жить с этим.
Сейчас мне 36, и, к счастью, теперь я переживаю пространственные искажения лишь раз в месяц. В причинах своего состояния я так и не разобрался, но теперь я могу вести относительно нормальную жизнь. Несомненно, этот синдром связан с бесконечными сложностями, но кое-что в нём мне даже нравится: иногда, особенно после того как я просыпаюсь, у меня возникает особенноебинокулярное зрение.
Лёжа на кровати, я смотрю в окно на ворон, в 100 метрах от меня кружащих над деревьями, но при этом в подробностях вижу каждую птицу и каждую верхушку дерева, словно они находятся на расстоянии вытянутой руки. Кажется, этот побочный эффект постепенно исчезает и мне его уже почти не хватает».
Лечение и профилактика синдрома Алисы в стране чудес
Внутренняя картина болезни (или отношение больного к своему состоянию, реакция на болезнь) при синдроме Алисы в Зазеркалье довольно полиморфна — она зависит и от возраста пациента, от рода его занятий, условий жизни, даже характера самого человека. Пишут, что якобы дети воспринимают происходящие с ними «превращения» как весёлое приключение. Однако есть достаточно фактов, что дети так же могут испытывать беспокойство и неуверенность во время приступов,страхи подавленность в ожидании нового приступа. Синдром Алисы, как и мигрень, настигает больного практически внезапно в любое время суток. Особую опасность это представляет для взрослых ,которые в момент приступа находятся не дома в комфортных условиях, а ведут машину, лезут в горы, да и просто идут по оживлённой улице…
Самое верное в плане лечения синдрома Алисы в стране чудес — это определить основное заболевание, на фоне которого он возник, и лечить его.Даже при эпилепсии с очагом патологической активности в теменной доле можно подобрать комбинацию препаратов, купирующих синдром Алисы в Зазеркалье. В случае, если синдром развивается на фоне мигрени, как правило, помогают ослабить проявления синдрома те же лекарства, которые принимают при мигрени, не зря механизмы развития обоих состояний очень схожи.
Что касается профилактики развития синдрома у детей, точнее профилактики нарушенийзрительного восприятия, то тут можно взять на вооружение приёмыкогнитивной тренировкизрительных способностей.
В повседневной жизни мы постоянно используем визуальное восприятие. Если, например, мы видим на дороге приближающийся автобус, его изображение становится всё больше в нашем сознании. Тем не менее наш мозг способен интерпретировать изменения, которые не являются реальными. Мы продолжаем видеть автобус обычного размера независимо от того, насколько близко или далеко он от нас находится. Нам также необходимо визуальное восприятие для перемещения в пространстве, чтобы не перепутать лекарства, готовить еду, делать уборку дома и т.д
Как восстановить или улучшить зрительное восприятие?
Зрительное восприятие, как и другиекогнитивные способности, можно тренировать и улучшать. Процесс восстановления зрительного восприятия возможен потому, что человеческий мозг, особенно мозг ребёнка, чрезвычайнопластичен. В CogniFit («КогниФит») представлена серия упражнений и нейропсихологических игр, направленных на реабилитацию зрительного восприятия и других когнитивных функций. Нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если регулярно тренировать зрительное восприятие, укрепляются соединения структур мозга, участвующие в восприятии. Поэтому, когда зрительная информация поступает от глаз в кору мозга, нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая зрительное восприятие.
CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы персонализированнойкогнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки зрительного восприятия и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает режим персональных когнитивных тренировок с целью укрепления визуального восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, нуждаются в улучшении.
Для улучшения зрительного восприятия крайне важно тренироваться регулярно и правильно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и реабилитации, позволяющие улучшать когнитивные функции.