В Великобритании и некоторых других странах мира существуют “дома назло” (spite houses) или здания, возведённые на небольшом участке земли после спора между соседями. Эти неудобные, часто едва пригодные для использования дома предназначены для мести, иногда блокируя обзор ненавистного соседа.
Печально известные примеры включают «Дом злобы Аламеда» шириной всего 3 метра и тонкий дом в Бейруте, Ливан, известный как “Обида”.
К счастью, для владельцев недвижимости в Англии никто не смеет загородить их вид из окна, благодаря закону о собственности, который в той или иной форме действует с 1663 года.
Мало того, по закону от 1832 г. владельцы домов с окнами, получающими естественный дневной свет в течение более 20 лет, имеют право запретить любое строительство, если оно будет лишать его или ее достаточного освещения через эти окна.
Владелец может расширить существующее окно или сделать больше окон, но не может увеличить новые окна до истечения очередного 20-летнего периода.
Для солидности хозяева украшают свои дома табличками с надписью "Древний свет" (Ancient light).
Интересно, что в США и Канаде подобный закон не действует.
Если вы думаете, что закон всегда стоял на стороне простых англичан, вы ошибаетесь. Так было не всегда. Монарх Вильгельм III Оранский (William III) был вынужден найти способ вытрясти из народа запасы серебряных и золотых монет в связи с девятилетней войной (1688-1697), опустошившей казну. Его министры пошли ему навстречу и предложили ввести налог на окна. Вскоре особым налогом были обложены все жилища, где есть окна: постройки до 10 окон облагались по одной таксе, а дома с 10 окнами и выше по повышенному тарифу.
Домовладельцы как могли сопротивлялись новому закону: все окна нежилых помещений, лестниц и коридоров, а это часто была половина всех окон, были заложены кирпичом. Именно тогда появились эти мрачные слепые здания. Бедные люди начали закрывать окна жилых комнат. Налог на окна был для многих непосильным бременем. Кроме того, дефицит солнечного света привёл к обострению тифа, оспы и холеры. В 1851 году широкая общественная кампания, продолжавшаяся несколько лет, привела к отмене изуверского налога.