11 августа 1973 года начался показ первого полноформатного советского сериала «Семнадцать мгновений весны». Казалось бы, о нём за много лет написано всё, что можно было написать, но нет, журналисты находят новые подробности.
Немецкий журналист Ангемальнс писал: «Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты». И это было действительно так: во время показа серий в СССР регистрировалось максимальное потребление электроэнергии и минимальное — воды.
В честь дня рождения культового советского сериала самые интересные истории со съемочной площадки.
1.Вячеслав Тихонов мог быть арестован
Актер однажды чуть не сорвал съемки — он вышел из гостиницы и пошел на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС (недалеко ведь, зачем время терять). Жители Берлина подняли шум и хотели сдать «фашиста» Тихонова в полицию. Членам съемочной площадки с трудом удалось отстоять актера перед разозленной толпой.
2.Убийство гестаповского провокатора Клауса пришлось снимать не в ГДР, а в подмосковном лесу. Дело в том, что актер Лев Дуров решил подшутить над выездной комиссией — его попросили описать советский флаг и назвать столицы союзных республик, а он описал «Веселого Роджера» и назвал русские города, к столицам никакого отношения не имеющие. Комиссия шутки не поняла, и для актера был закрыт выезд из страны.
3.Каждый раз, когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, Вячеслава Тихонова заменял дублер.
Дело в том, что на тыльной стороне руки у Тихонова красуется наколка «СЛАВА», которую он сделал еще в молодости. Наколку было видно из–под грима, поэтому рисовал картинки или выкладывал фигурки из спичек ассистент художника Феликс Ростоцкий.
Кроме этого, художник писал телеграммы за Плейшнера, так как у актера Евгения Евстигнеева был ужасный почерк
4.Режиссеру Татьяне Лиозновой стоило немалых усилий добиться эффекта документального повествования — она часами просматривала хронику военных лет.
И, тем не менее, несколько явных неточностей все–таки было допущено.
Так, по пути к границе Штирлиц слушает песни Эдит Пиаф, которые будут написаны только в 60–е годы, а в сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР», с замазанным чернилами гербом.
В кабинете Мюллера на стене висят советские часы "Слава" образца 1970 года, а Штирлиц умудряется поехать на встречу с Борманом в затемненных очках в пластмассовой оправе производства СССР по моде 70–х...
Невероятную известность приобрели многие фразы из фильма.
"Штирлиц!.. А вас я попрошу остаться".
" Из всех людей на планете я больше всех люблю стариков и детей."
"Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно."
"Не думай о секундах свысока,
Наступит время, сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска —
Мгновения, мгновения, мгновения..."
"Информация к размышлению."
"В любви я Эйнштейн!"
"Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел."
"В наше время все новости — дурные новости"