Это не курортник, а преступник, приговорённый к 16 с половиной годам заключения, за убийство и другие преступления, связанные с наркотиками. Он принимает солнечную ванну на террасе деревянного коттеджа в ... тюрьме Бастой в Норвегии.
В норвежской тюрьме на острове Бастой собраны убийцы, насильники, наркодилеры и мошенники. Однако все осуждённые страны стремятся попасть сюда, потому что другого такого исправительного учреждения не существует — заключенные живут в условиях "вольного содержания". К услугам зеков есть пляжи, оборудованные теннисные площадки и даже сауна. Здесь осуждённых "ресоциализируют" с помощью работы в лесу, на огороде и с домашними животными. Оконченный в 2009 году 10-летний тюремный эксперимент Министерства юстиции Норвегии признан успешным.
Вместо того чтобы находиться за решеткой, 115 заключенных этой удивительной тюрьмы живут в удобных деревянных домиках.
Автором этого эксперимента стал норвежский ученый, криминолог Нильс Кристи. Его теория состоит в том, что у каждого преступления есть две жертвы: тот, кто от него пострадал, и тот, кто его совершил. И преступник заслуживает не только наказания, но и перевоспитания — той самой "ресоциализации".
Остров Бастой находится во фьорде Осло. От столицы Норвегии до него — 76 км, до ближайшего же населенного пункта — курортного городка Хортен — чуть больше 2 км. Сам остров имеет площадь 2,6 кв. км. Ранее здесь была одна из самых строгих норвежских тюрем для малолетних преступников, которой родители пугали своих непослушных детей. Заключенные должны быть на работе и в школе вовремя. Их задача доказать, что они умеют нести ответственность. Рабочий день продолжается с 8:30 утра до 3:30 пополудни, когда проводится перекличка, после которой большинство сотрудников тюрьмы отправляются домой, оставляя на ночь только пятерых охранников. В домах для заключенных могут разместиться до шести человек, но у каждого человека есть своя комната, и ониделят кухню и другие удобства. В обеденном зале подают еду только раз в день, на обед, завтрак и ужин должны быть приготовлены самостоятельно. За свою работу зеки получают 60 норвежских крон в рабочий день (около 10 долларов США) и ежемесячно получают продовольственные пособия, на которые можно купить продукты для самостоятельного приготовления пищи в мини-супермаркете острова. Любой заключенный в Норвегии может подать заявление о переводе в Бастой, когда ему останется отбывать наказание до пяти лет. Любой тип правонарушителей, включая тех, кто осужден за тяжкие преступления, такие как убийство или изнасилование, может быть принят, если они готовы жить без преступлений после освобождения. Многие заключенные, которые долгое время отбывали наказание в тюрьме строгого режима в других местах, используют Бастой в качестве ступеньки, чтобы приспособиться к нормальной жизни до того, как их освободят. Даже короткое пребывание в Бастое, похоже, оказывает позитивное влияние на заключенных.
Вокруг острова нет ни стен с колючей проволокой, ни электрифицированных заборов, ни вооруженной охраны, ни собак, патрулирующих территорию. Заключенные живут в ярко раскрашенных маленьких деревянных коттеджах и, как правило, разводят животных, выращивают урожай и рубят дрова. Для отдыха есть пляж, где заключенные загорают летом, множество хороших мест для рыбалки, лошади для верховой езды, сауна и теннисные корты. На ужин предлагается широкий выбор блюд, таких как “рыбные шарики с белым соусом и креветками" и все, от курицы кон карне до лосося. Это как
“праздничная версия Алькатраса".
Гуманизм тюрьмы Бастой ставит в тупик, а иногда даже оскорбляет людей, которые считают, что тюрьма должна быть местом лишений и покаяния, а не домашнего уюта. Но если цель тюрьмы -изменить людей, Бастой, похоже, работает. Только 16% заключенных, вышедших отсюда, повторно совершают преступления в течение двух лет после освобождения, по сравнению со средним показателем в Норвегии 20% и средним показателем по Европе 70%.
Продолжение в источнике.