![](/userfiles/2021/03/30/b5cd4b7712.jpg)
Варгейм-скульптор делится секретами успеха.
![](/userfiles/2021/03/30/33192cf77d.jpg)
Сижу как–то после всего этого в депрессии. И моя жена, а на тот момент ещё просто девушка, подарила мне внезапно полимерную глину, которая при запекании твердеет. Ну, думаю, ладно, вспомню молодость. Только что слепить?
Шарил по интернету, пока случайно не наткнулся на фото миниатюр для настольных игр. Так всё и завертелось.
Скилов ещё никаких. Первые фигурки получались ужасно. Но на тот момент это казалось чем–то нереально крутым.
Параллельно в это время брат мой натыкается на kickstarter. А у него жилка коммерческая, понимаешь? Мы смотрим: эти сотни тысяч долларов гребут, эти лям подняли. У нас баксы вместо зрачков, как у Скруджа Макдака. Тогда и зародилась идея — хотим свой kickstarter с блэкджеком и миниатюрами.
Брат предложил походить по местным ребятам, кто этой темой увлекается. Так мы наткнулись на «Mistery Studio».
Я офигел: в Уфе есть люди, которые уже делают крутые миники для настолок. Я завалил их вопросами: как? что? какие материалы? С тех пор мы непрерывно учимся, а миниатюры стремимся доводить до идеала.
Начинали мы в каморке: полуподвальное помещение в жопе мира. Но нам было по фигу.
Скорее, это был кружок по интересам. Заработка хватало только на аренду.
В итоге я и ещё один будущий основатель Punga Miniatures решили, что просто хотим учить людей нашему ремеслу. Мы устраивали мастер–классы, вели группы по лепке. Прозанимались мы этим около года. Прибыли никакой, накопили трёхмесячный долг за аренду в районе 150 тысяч рублей.
Брат мой вконец устал от IT, хотя и неплохо зарабатывал. Решили что–то серьёзное замутить. Давай изучать kickstarter, делать первые арты.
Расходы на миниатюры были на брате. Нон–стоп в течение недели без еды, сна и отдыха мы делали продакшн: вылепить, сфоткать, выложить, оформить страницу, прорекламировать во всех соцсетях.
На первом kickstarter благодаря просчитанному бизнес–плану половину денег мы забрали, как чистый доход. Такое бывает исключительно редко. Обычно подобные проекты живут на самоокупаемости.
О нас написали все СМИ, которые пишут про настолки. Тут же пришли заказчики.
Параллельно мы делали веерную рассылку по самым авторитетным разработчикам игр.
Ты сам играешь или только изготавливаешь фигурки?
Мне творить больше нравится, чем играть. Иногда играем, чтобы понять механику, сюжет, изучить лор (устройство данного вымышленного мира, от англ. Lore — прим. ред.). А игра ради игры или коллекционирование — это не моё.
Что такое варгейм?
Варгейм — это стратегия с миниатюрами. Есть вариации под RPG, когда ты идёшь по какой–то квестовой дорожке, расчищая пещеры от драконов. Или ты играешь в полноценную войну на столе. Это может быть бой как между реальными армиями из прошлого и настоящего, так и между вымышленными в мире фэнтэзи, технофэнтези или каком–то ещё.
Кригшпиль — первый варгейм — появился в начале XIX века. Позже в неё играли такие исторические личности, как Николай I и кайзер Вильгельм. А в прусской армии кригшпиль вообще был обязательной игрой как элемент обучения личного состава.
Правила в варгеймах довольно сложные — таблицы, расчёты.
И это то, чем варгейм разительно отличается от большинства популярных настолок.
Стандартные игры — «Монополия», «Манчкин» или «Алиас» — рассчитаны на то, чтобы весёлая подвыпившая компания смогла отдохнуть в пятницу вечером без особого напряга. В варгейме приходится не просто думать, но и учиться. У того же Warhammer правила занимают целую книгу, на изучение которой потребуется не один день.
Я немного играю в шахматы и могу сказать, что до определённого уровня в шахматы играть проще, чем в варгеймы.
В простых развлекательных играх не заморачиваются за эстетику. Вместо полноценных дорогих миниатюр используют упрощённые фишки. Расчёт в таких играх больше на коммуникативное взаимодействие между участниками. Записи за редким исключением не ведутся, а ходы не измеряются по линейке.
Самый популярный варгейм — это Warhammer. Многие при этом слышали только про серию компьютерных игр.
В Россию варгейм пришёл в 90–е, как и многие другие западные хобби. Тут ничего нового. Кто–то привозил первые миниатюры, кто–то делал кустарно. На западе, особенно в США, варгейм более развит, поскольку удовольствие это не из дешёвых.
![](/userfiles/2021/03/30/8c80bc73cf.jpg)
Какие фигурки вы делаете, если на большинство варгеймов у крупных компаний авторские права?
Мы уже успели сделать миниатюры ко многим топовым играм: Dungeons & Dragons (DnD), Pathfinder. Делали кое–что по вселенной Marvel.
В авторском праве есть лазейки. Ты просто делаешь похожих персонажей, использование которых возможно в той или иной вселенной. Официально никто лор не указывает, но покупатели всё понимают и без этого.
Например, мы делали миниатюры для бладбола. Это одна из игр в сеттинге Warhammer, где фэнтезийные персонажи договорились жить в мире, а все конфликты решать по правилам американского футбола.
Эта штука принадлежит британским Games Workshop, и никаких прав на дополнение их вселенной у нас, естественно, не было. Но у таких крупных компаний есть одна проблема — направлений много, и обновление набора фигурок происходит очень редко.
Фанаты жаждут чего–то новенького, а официальные дополнения выходят раз в пять–десять лет.
И тут на рынок выходят такие компании, как наша. И приносят фанатам диких орков–маори.
Мы с ребятами в то время увлеклись полинезийской культурой. Национальная сборная Новой Зеландии «All Blacks», или по–русски «полностью чёрные», исполняют перед матчем боевой танец маори — хакку. Это, конечно, не американский футбол, но команда очень популярная.
Зашли на kickstarter, пообщались с аудиторией. После выражений типа «Я ждал эту команду 15 лет!» мы решили, что сорвём куш.
Оставалось лишь грамотно всё это упаковать.
В итоге мы сделали команду по фэнтезийному футболу, которая идеально вписалась в лор бладбола. Тогда же родилось название для студии — Punga. Это полинезийское божество всех самых страшных тварей на свете. На последнем kickstarter по бладболу мы подняли около 300 000 $.
Возвращаясь к вопросу низкой популярности варгеймов в России, хочу сказать, что наш набор орков–маори стоит в районе 100$. Покупателей из России всего 1–2%. При этом в США есть люди, которые нам писали: «Это моя 120–я команда». И это только фигурки! А есть официальный набор с игровым полем и правилами. Плюс покраска.
У Warhammer есть фигурка высотой с метр, которая стоит 200 000 рублей. В России, к сожалению, далеко не каждый потянет такое хобби.
Варгейм — это такое привилегированное увлечение обеспеченных гиков. Если ты можешь раз в месяц потратить 500$ на какой–нибудь пластик, это, конечно, не означает, что ты богач. Разница скорее просто в уровне жизни.
Сейчас у нас несколько направлений деятельности, одно из которых — выполнение заказов. Наши клиенты, преимущественно зарубежные, заказывают миниатюры, которые мы делаем по сложившемуся ТЗ, проходя трудоёмкий путь правок и согласований.
Сейчас наш уровень позволяет работать даже с теми, кто не совсем понимает, что ему нужно.
Продолжение по ссылке.