Город Ногинск, бывший Богородск, находится всего в 57 километрах от Москвы. Почему бы его не навестить, благо, свободное время есть?
Сказано — сделано. Первый обитатель, который попался мне на въезде — мужик, загорающий на весеннем солнце.
Наверное, только в России бывает чёрный снег. И дело не только в климате — если приехать зимой в Финляндию, где тоже холодно и тоже выпадает много осадков, сугробов таких расцветок вы нигде не найдёте. Снег там почему-то безукоризненно белый. Объяснений этому много, но мне кажется, главная причина в том, что у нас глинистая, жирная почва и она не закатана в асфальт. Ничего страшного, скоро солнце растопит последние следы зимы.
Жилой дом в центре города. Он как будто облезает к весне, причём неравномерно, отдельными кусками. Остальной жилой фонд выглядит более прилично.
Река Клязьма в этом году не замёрзла, несмотря на сильнейшие морозы. Обычно лёд её сковывает в ноябре и сходит только в апреле — так во всяком случае пишут старожилы.
В Ногинске работают промышленные предприятия — большая редкость в России, где сейчас процветают торговые комплексы и офисные центры. Есть литейная фабрика, швейный завод, завод резино-технических изделий и пр.
Ногинск назывался Богородском с 18-го века, пока в 1930 году его не переименовали в честь большевика Виктора Ногина, который известен тем, что возглавил революцию в Москве. Городские власти после перестройки попытались восстановить историческое название, но так и не смогли добиться своего.
Мост качается под ногами. Интересное ощущение. Городские власти решили построить набережную вдоль Клязьмы — настилы уже готовы. Это правильное решение: туристы с удовольствием приедут в облагороженный город, не только ведь по Золотому кольцу ездить. Местные СМИ пишут, что проект разрабатывает голландский архитектор Роберт Винкел. На его счету успешные проекты в Нидерландах, ФРГ, в подмосковном Наро-Фоминске. Поразительно — в Ногинске никогда не было набережной, "хотя река Клязьма протяженная, и именно на ней возник наш город", заявил мэр. Теперь главное, чтобы денег хватило.
Немало порадовало отношение горожан к пресловутому перчаточно-масочному режиму. Здоровым людям намордники не нужны, а воздух в Подмосковье заметно чище, чем у нас в Москве.
Глуховский парк и пруд появились на месте села Глухово. В 1672 года царь Алексей Михайлович подарил эту землю (вместе с людьми, очевидно) некоему Ивану Матвеевичу Жеребцову — за участие в мирном соглашении с Польшей 1634 года и мирном соглашении с той же Польшей в Андрусово в 1667 году и другую «многую службу».
Дом-музей семьи фабриканта Морозова. Красивое, ухоженное место. К сожалению, зайти внутрь на осмотр можно только по предварительной записи. В середине 19 века Захар и его потомки основали в городе первое крупное предприятие: Богородско-Глуховскую мануфактуру. В усадьбе, построенной в 1907-1908 гг., жил внук основателя династии Арсений Иванович Морозов и его жена. После победы Великой Октябрьской революции предприниматель потерял всё. Купец С. И. Четвериков вспоминал:
«Я увидел человека, идущего по рельсам от фабрики к нам и несущего что-то крупное в руках. Когда шедший поравнялся со мной, я узнал в нем моего гимназического товарища, председателя правления Товарищества Глуховской мануфактуры Арсения Ивановича Морозова, который нес в руках большой образ. После изумления от такой встречи выяснилось, что Морозова выгнали рабочие из его фабричной квартиры, и он, захватив только свой фамильный образ, направлялся в город искать себе пристанища».
Богатейший в прошлом промышленник-старообрядец скончался в 1932 году, перебиваясь случайными заработками, в том числе на бывшей своей фабрике. В советское время усадьба начала приходить в негодность. Лишь в 2016 году появился меценат, который выкупил её и фактически спас от окончательного разрушения.
В городе нет платных парковок. Поначалу это даже пугает — столичная жизнь приучила меня платить быстро и аккуратно, чтобы не попасть на штраф, но я быстро привык и упокоился. Хорошо, когда во главе города стоят не очень жадные люди.
В центральной церкви Ногинска хранятся любопытные мощи это останки протоиерея Константина Голубева, расстрелянного большевиками в 2017. Закопанный полуживым, он молил добить его. Убивали священникам на глазах его дочери.
Вместе со священником красноармейцы расстреляли ещё двух человек: солдата, отказавшегося выполнить приказ о расстреле, потому что отец Константин крестил его в детстве, а также женщину, защищавшую пастыря. В 2000 году Константин Голубев был прославлен в лике святых как священномученик Константин Богородский. С 2004 года его останки были перенесены в Богоявленский собор Ногинска.
Ну, вот и всё. Наша маленькая экскурсия по Ногинску закончена. Всем удачного вечера!