Крейсер был заложен в 1898 году. 9 февраля 1904 года вступил в бой с японской эскадрой у берегов Кореи.
После сражения, которое длилось час и грозило кораблю гибелью, на общем собрании офицеров было принято решение затопить крейсер, чтобы тот не попал в руки врага. После эвакуации команды «Варяг» был в тот же день затоплен. Кроме того, были взорваны и затоплены еще два российских корабля.
Затопление.
Подъем "Варяга" японцами.
Японцы подняли российский крейсер 8 августа 1905 года, а 22 августа того же года включили его в состав императорского флота Японии под названием "Соя". Крейсер использовался японцами в учебных целей. Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варягъ» по личному решению императора Муцихито.
Во время Первой Мировой Войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» был выкуплен Россией, переведён во Владивосток и под прежним именем «Варяг» включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
В феврале 1917 года крейсер ушёл на ремонт в Великобританию, где его конфисковали британцы, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. И, наконец, в 1925 году при буксировке "Варяг" попал в шторм и затонул в Ирландском море. Так закончилась бурная жизнь героического корабля.
Затопили корабль чтобы он не достался врагу. И что? Японцы его тут же достали и использовали в своих целях.
А потом не участвовал ни в одном сражении - тоже геройство - не спорю. И опять героически затонул от небольшого шторма при буксировке. Легенда...
Тут уже слагают героические саги о еще одном легендарном корабле - Дымящем Кузе. :)