В конце сороковых годов в школу села Гиска под Тирасполем (Молдова) пришёл новый военрук. Он снял комнату у одной из пожилых односельчанок, но целыми днями пропадал на работе. Вскоре одинокий военрук начал ухаживать за Натальей Донич — учительницей русского и французского языков. Вдова военного лётчика переехала с маленьким сыном в Гиску после гибели мужа.
Преподаватели начали встречаться, военрук сделал Наталье предложение, которое та приняла. Однако незадолго до свадьбы Донич разорвала отношения с женихом — выяснилось, что в Казани у него остались жена Анна и сын Анатолий. В селе шила в мешке не утаишь — и жители заговорили о коварстве военрука и несчастной доле обманутой учительницы.
Вскоре военрук выкрал в местном отделении ДОСААФ 12 килограммов тротила и оставил на складе записку с признанием. Мужчина также отправил супруге в Казань письмо: "Прощай, дорогая жена. Кончаю жизнь самоубийством. Причину ты знаешь. Передай привет сыну Толе".

Отставной военный собрал взрывное устройство. Он планировал привести его в действие в свой день рождения, куда пригласил Наталью, но та не пришла — чем, не зная того, спасла жизни хозяйке домика, гостям и соседям.
Тогда военруку пришла в голову идея произвести взрыв в школе во время уроков. 4 апреля 1950 года он принёс на работу большой свёрток. Уборщица спросила, что там. Военрук ответил: "Гостинец для Наташи" и прошёл к классу Донич.

Одна из немногих выживших, школьница Мелания Онуфриева, вспоминала, что Наталья Дмитриевна вела урок русского языка. Военрук появился на пороге класса, крикнул: "Бегите отсюда", подбежал к Наталье, обнял её — и в этот момент прогремел взрыв. Школьное здание сложилось, перекрытия рухнули. Ученик 5 класса Кондрат Кулик был выброшен взрывной волной в окно, пролетел 50 метров и упал недалеко от входа в церковь, перелетев деревья и два забора. Подросток выжил, отделавшись контузией и ушибами. Во дворе церкви нашли также тяжело раненого ученика Бориса Калинина.
Вскоре на руины школы сбежалось всё село. Люди кричали, плакали, пытаясь отыскать выживших, затем начали разбирать завалы. Тела погибших складывали у школьных ворот, а пострадавших отвозили в больницы и военные госпитали Бендер и Тирасполя.
Пострадала вся первая смена школы, а особенно 5 класс, где вела урок Наталья Донич. Через много лет Илья Сухович рассказывал, что очнулся среди частей тел учительницы и одноклассников, покрытых кровью и обломками кирпичей, стены школы не было.
Семья Федоренко потеряла троих детей — ученицы 4 класса Анна и Клавдия погибли сразу, а 5–пятиклассник Ваня умер через год в тираспольской больнице.
В Москве решили, что не стоит нагнетать обстановку — разглашение информации о теракте в школе села Гиска было запрещено. В газетах и по радио о взрыве не сообщалось. Разрушенную школу разобрали, новую построили поблизости. В 1950 году выпустилось всего пятеро выживших учеников 7 класса (фото в комментарии).

Историю трагедии в Гиске обнародовали только в 2000 году. На месте, где –то стояла школа, установили памятник — на нём высечены имена 21 ученика и двоих взрослых: учительницы Натальи Донич и завуча Николая Данилова. Имя военрука, убившего всех и погибшего, не указано.
просмотров: 1034 / автор:
raketa / 30.08.2020 /
Добавить в избранное