Подводя итоги уходящего года, журналисты решили вспомнить самые яркие высказывания публичных личностей, отражающие нынешнее состояние страны и умов. Наибольший интерес для россиян, вероятно, представляют цитаты из речей соотечественников, впрочем, и зарубежные политики порой умеют ввернуть острую фразу, которую потом долго обсуждает их народ, а другие — смеются.
Президент — человек серьезный, его, как говорят французы, положение ну совсем обязывает, однако и он иногда может что-то "ляпнуть". "Норму надо знать. Выпил свои три литра и успокоился, и хватит уже", — вот например, такое заявление сделал Владимир Путин, незадолго до выборов встретившийся с футбольными фанатами поговорить и попить пива.
А его предшественник на посту президента Дмитрий Медведев до мартовских выборов как президент проводил время чуть более серьезно. В компанию себе выбирал, к примеру, военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения, которым обещал: "Работы у вас будет достаточно", — цитирует ныне премьера "Комсомольская правда". Ученикам чебоксарской гимназии он же настоятельно рекомендовал хорошо учиться: "Я вот выучился и работаю в неплохом месте". А предпринимателям признавался: "Все, что делает государство, — всегда скучно и бездарно. Мы же с вами знаем". Ну и, конечно, нельзя не упомянуть сакральное: "Козлы они" — в адрес СКР.
Отличились в 2012-м, конечно, и иностранные правители. "Я так горжусь вами, девочки! Но должен сказать, что вторую собаку я вам не куплю", — так Барак Обама поблагодарил дочерей за поддержку на выборах.
Его коллега из Белоруссии за словом в карман тоже не лезет. Slon.ru даже посвятил Александру Лукашенко целую заметку, собрав самые интересные его заявления за год. Одно из них: "Я — последний и единственный диктатор в Европе, и более того... где-либо еще в мире. Вы пришли сюда и увидели живого диктатора... Они говорят, что даже плохая реклама — это хорошая реклама".
Конспектировать можно и чиновников, некоторые из них — настоящие художники, даром что "бюрократы". "Если луч солнца падает под определенным углом на полупрозрачную избирательную урну, еще не сильно заполненную бюллетенями, то получается редкое оптическое явление — очень красивое", — говорил глава ЦИК Владимир Чуров.
"Для нашей истории характерно, что сначала мы несколько раз наступаем на грабли, а потом нас поднимают на вилы", — говаривал в Госдуме глава президентской администрации Сергей Иванов. "Я такой, какой я есть. В этом моя прелесть", — ругался с Аллой Пугачевой Владимир Жириновский. Многим запомнилась и фраза губернатора Кубани Александра Ткачева — вроде, невинная, но в контексте крымской трагедии выглядевшая, по меньшей мере, странно: "Что, надо было каждого обойти?"
Но по количеству и регулярности выдачи красных словец безусловным лидером, надо полагать, является главный санитарный врач Геннадий Онищенко: "Вот он кефир любит, ах, какой он паинька, мы ограничили его права" (против возвращения минимальных промилле), "Смотришь на них — убогонькие они" (о Pussy Riot), "Гамбургеры, даже без червей, — не есть правильный выбор питания" (о фастфуде), "Чего вам неймется? Придите в ресторан, пусть вам сварят рыбу. Ешьте то, к чему привыкла ваша генетическая память" (о японской кухне), "Мы стоим на пороге декады ужаса" (о грядущих праздниках), список можно продолжать.
Публичные личности, от политики удаленные, но о ней рассуждающие, иногда тоже произносят что-то запоминающееся. "Сегодня мы снова вернулись к нормальной, цивилизованной (коррупции)", — заявлял режиссер и глава предвыборного штаба Путина Станислав Говорухин. А некоторые становятся общественными персонами как раз благодаря своим высказываниям. Как, например, Света из Иваново, ставшая мемом, а затем — журналисткой НТВ после похвалы "Единой России": "Мы стали более лучше одеваться".
Кстати, традиционный конкурс лучших подхалимских изречений в адрес действующей власти проводит "Коммерсант". Газета предлагает читателям из множества хвалебных комментариев выбирать по три самых полюбившихся и голосовать. Среди вариантов есть такие: "Во время прощального боя Федора Емельяненко мне посчастливилось сидеть рядом с Владимиром Владимировичем у самого ринга. От нашего президента исходит такая энергетика! Женское чутье не обманешь" — жеманно заметила абсолютная чемпионка мира по боксу Наталья Рагозина.
Ее коллега по спорту больших достижений Андрей Аршавин, пожалуй, тоже достоин пополнить перечень авторов самых ярких высказываний года. Конечно, произнося по вылету сборной из Евро-2012 свою скандальную фразу, о политике футболист вовсе не думал. Но чем не заявление на злобу дня: "Что мы не оправдали ваших надежд, это не наши проблемы. Это ваши проблемы".
«Я категорически против этих длительных каникул. Ни к чему хорошему они не приводят, кроме потребления алкоголя. Потому что других духовных ценностей пока маловато».
(Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора, — в эфире радиостанции «Эхо Москвы».)
«Армии нужно наконец дать настоящую работу. «Сетевых хомячков» вполне можно отправить в действующие войска. Те из них, что выживут, наверное, станут людьми».
(Всеволод Чаплин, глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, — в эфире радиостанции РСН.)
«Они (оппозиция. — Ред.) ставят нас в неудобное положение перед другими государствами, перед другими народами. Я их за людей не считаю. Я их предателями России считаю. Их надо сажать всех, не надо церемониться».
(Рамзан Кадыров, глава Чечни, — в интервью НТВ.)
«При Путине мы вернулись к нормальной цивилизованной коррупции».
(Станислав Говорухин, режиссер, глава избирательного штаба В. Путина, — в интервью газете «Труд».)
«В принципе Киров ничуть не хуже Лондона по ряду параметров. А по соотношению цена — качество явно лучше».
(Никита Белых, губернатор Кировской области, — радиостанции «Эхо Москвы».)
«Если луч солнца падает под определенным углом на полупрозрачную избирательную урну, еще не сильно заполненную бюллетенями, то получается редкое оптическое явление — очень красивое. Можно поймать в художественный кадр».
(Владимир Чуров, глава ЦИК, — во время мастер-класса для фотокорреспондентов ведущих СМИ.)
«Для нашей истории характерно, что сначала мы несколько раз наступаем на грабли, а потом нас поднимают на вилы».
(Сергей Иванов, руководитель администрации Президента России, выступая в Госдуме.)
«Господи, дай мне жизнь! Христос, дай мне венец, чтобы у меня пошла кровь! Дай мне сто крестов, чтобы я их нес! Но только дай мне жизнь, потому что есть еще столько вещей, которые надо сделать для родины и народа. Не забирай меня пока!»
(Уго Чавес, президент Венесуэлы, — в прямом эфире национального телевидения.)
«Партия в 500 человек — это партия трамвая в час пик».
(Владимир Бортко, режиссер, депутат, — на заседании Госдумы.)
«Все, что пишется как санитарные правила — это не что иное, как профессиональное толкование Ветхого Завета».
(Геннадий Онищенко, глава Роспотребнадзора, — «Интерфаксу».)
«Если всего Пушкина проштудировать, то увидите, что там в основном антигосударственные посылы».
(Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, — на заседании Госдумы.)
«У нас федеральных выборов прошло не так много. Если мы обратимся к опыту других стран, то увидим, что и там были нарушения... Посмотрим, например, фильм «Банды Нью-Йорка»...».
(Андрей Исаев, депутат, — на заседании Госдумы.)
«Все, что делает государство, — всегда скучно и бездарно. Мы же с вами знаем».
(Дмитрий Медведев, премьер-министр России, — на встрече с предпринимателями.)
«Для того чтобы на культуру были деньги, мы будем много тренироваться, чтобы танцевать польку-бабочку в Министерстве финансов и выбивать пыль из ковров Министерства экономики».
(Сергей Шойгу, губернатор Московской области, — на встрече с работниками культуры Подмосковья.)
«Я добился в спорте всего, чего хотел. Думаю, необходимости продолжать нет... Я всего первый день на пенсии. Всегда хотел путешествовать. Бассейны и отели — вот что я видел за 12 лет в составе сборной».
(Майкл Фелпс, пловец, 18-кратный олимпийский чемпион, — на пресс-конференции.)
«Было такое понятие «советский народ», новая историческая общность. Если кто-то предложит нечто подобное в новых условиях — было бы здорово».
(Владимир Путин, Президент России, — на встрече с уполномоченными по правам человека.)
«Выборы в тех государствах, где они проходят «скучно» и спокойно, — это счастье для народа, не говоря уж о власти».
(Александр Лукашенко, президент Беларуси, — на избирательном участке.)
«Этой победы не было бы без моей удивительной жены. Мишель, я люблю тебя больше, чем когда-либо... Я так горжусь вами, девочки! Но должен сказать, что вторую собаку я вам не куплю».
(Барак Обама, президент США, — в первой послепобедной речи.)
«Я — последний и единственный диктатор в Европе. Да. Вы приехали сюда и посмотрели на живого диктатора. Где еще вы могли увидеть еще одного? В этом что-то есть».
(Александр Лукашенко, президент Беларуси, — в интервью агентству Рейтер.)
«Мы живем в мире, где потерять мобильный телефон гораздо страшнее, чем девственность».
(Меган Фокс, актриса, — в интервью одному из американских телеканалов.)
«Планка скептического отношения к устоявшейся легенде о том, что Дед Мороз только что приехал на санях из леса, опускается до катастрофически низкого уровня».
(Геннадий Онищенко — «Интерфаксу».)