
Если бы наш мэр побывал в Торонто до своего назначения, возможно, Москва сейчас выглядела бы по-другому. Мы бы избежали бесконечной замены асфальта-плитки-бордюров. Вряд ли, конечно, но мечтать не вредно. Самый крупный город Канады — отличный образец градостроительных решений, на которые нужно равняться. Умные жители построили город в городе, в котором зимой так же уютно, как летом, а смена времён года почти не ощущается.

Как им это удалось? Ответ в одном слове — PATH. Тропа — так можно перевести его на русский — крупнейшая в мире система пешеходных тоннелей. Подземный путь длиной 28 километров связывает жилые комплексы, деловые здания, станции метро, вокзал, достопримечательности и паркинги. Он настолько большой и запутанный, что я там заблудился. «Тропа» появилась в 1900-м году, развивать её начали снова спустя много лет в 1970-м. Под эту сеть отдали целые отрезки улиц, накрыв их стеклянной крышей. Подземные галереи — это коридоры 6-метровой ширины и просторные подземные залы, где располагаются кафе и магазины. Каждый день туда спускаются сотни тысяч людей. Заведует этим подземным хозяйством метрополитен Торонто.

Здесь хорошо видно, что Торонто, как слоёный пирог, состоит из нескольких уровней, которые дополняют друг друга.

Этот переход не так давно был обычной улицей.

Типичный участок ТРОПЫ. Эскалатор ведёт на станцию метро.

Признаюсь, я поражён. То, о чем писали фантасты, стало реальностью. Жаль, что не у нас...

Это моя любимая фотография: вы видите банк Dominion Securities Toronto, который основали ещё в 1901. При строительстве стеклянного купола старинное здание сохранили. Мало того, в нём по-прежнему находится работающий офис банка. Как вы думаете, что произошло бы с таким же памятником старины в Москве? Правильно — снесли бы.