Официально эта штуковина называлась электрическая железная дорога. То
есть электричка, с проводами. Но в этом месте — море, поэтому рельсы —
под водой. А чтобы не намокнуть — нужны Длинные Ноги, метров 7, к
которым крепятся колеса. Почему Папа — наверное, потому, что такое может
взбрести в голову только Папам. Папа может…

Дело было в Великобритании, в конце 19 века.
Вообще-то Магнус Волк (Magnus Volk),
инженер-изобретатель, действительно строил в том месте, на побережье у
города Брайтон, электрическую железную дорогу, между городами
Брайтон и Роттингдин.
К моменту постройки этого чуда «Волковская железная дорога» уже
функционировала, и возникла мысль продолжить ее, до следующего города.
Маршрут уперся в гору, и нужно было что-то придумывать — то ли туннель
прорубать, то ли какой-нибудь виадук рядом строить. Все требует денег,
немалых. И в его голову пришла удивительная идея — а не проложить ли
рельсы вдоль побережья, на небольшом расстоянии от берега, и обойти эту
гору. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
В 1894 году сказано, в 1896 — сделано.

Общая длина морского участка этой железной дороги составила около 4,5
км. Шпалы и рельсы проложены на расстоянии 70 метров от берега, и
увидеть их можно только во время отлива. На рельсы была поставлена
жесткая конструкция из 4 опорных тележек, крепкая, прочная, которая и
катилась по ним. Каждая тележка — о 4-х колесах по 80 см в диаметре
каждое.
А уже на эту опорную конструкцию была установлена собственно
основная часть очень необычного транспортного средства. Во время
прилива вода здесь поднимается довольно высоко, потребовались
опоры-ходули высотой 7 метров.


Как видно на фотографиях, были построены две станции — начальная и конечная, которые выглядят как настоящие пристани.

Да и внешне этот поезд-трамвай скорее напоминал корабль с верхней и
нижней палубой, на бортах-ограждениях — спасательные круги, лодка для
экстренных случаев. Почему-то кажется, что и управлял этим кораблем не
главный машинист, а именно капитан.
28 ноября 1896 года — старт «Пионера»

И вот 28 ноября 1896 года изобретение Магнуса Волка, которому дали
имя «Пионер», под радостные крики «отчалило» от причала Брайтона и пошло
в восточном направлении.
«Пионер» преодолел расстояние в четыре с половиной километра за 20
минут. То есть скорость составила около 14 км/час. На пирсе Роттингдин,
куда прибыл чудо-поезд, его уже встречали овации ожидавших его людей,
пришедших увидеть своими глазами уникальную конструкцию.

А посмотреть было на что.
И в народе за этим поездом-кораблем быстро закрепилось шутливое
название Daddy Long Legs, что в переводе и означает «Папочка на длинных
ногах». Вся подвижная подводная основа была снабжена необходимыми
приспособлениями, чтобы конструкция могла беспрепятственно перемещаться.
Тележки были прикрыты защитными кожухами, а еще на них крепились
скребки, чтобы расчищать железнодорожное полотно от морских водорослей.
Хм, вообще-то забавно звучит — чтобы расчищать железнодорожное полотно от морских водорослей.

Пассажиры необыкновенного поезда могли расположиться в удобном салоне
размером чуть более семи с половиной метров в длину и неполных четырех
метров в ширину. «Пионер» был рассчитан на полторы сотни пассажиров.
Кожаные кресла, дорогое ковровое покрытие, шикарная люстра, цветочки,
которыми был украшен салон, холодильник на борту — все это создавало
комфортные условия для пассажиров. Предполагаю, что многие пассажиры
просто катались на этом необыкновенном транспорте, с удовольствием глядя
на морские волны внизу.
Чрез 6 дней после начала функционирования сильный шторм серьезно
повредил и причал, и сам корабль. Да и вообще, если вдуматься, это же
довольно опасная штуковина, которая едет в море за счет проводного
электричества. Провода под напряжением и морские волны — опасное
соседство.
После ремонта и восстановления «длинноногий папочка» вернулся в строй
и продолжил перевозить пассажиров вплоть до 1900 года. Чрез некоторое
время у проекта появились финансовые проблемы. Цена билетов для
регулярных поездок между городами оказалась достаточно высокой для
местных жителей. Кроме того, поездки периодически переносились или
вообще отменялись из-за непогоды.

А тут как раз еще и местные власти решили построить на побережье
волноломы. А тогда нужно было перенести рельсы, видимо, дальше в море.
Волку это совершенно не понравилось, и он не взялся за такой новый
проект.
В итоге уникальный морской трамвай закончил свое существование рядом
с причалом в Брайтоне, от которого и отходил в свои необычные рейсы.
Гениальная конструкция стояла и ржавела, пока, наконец, ее не разобрали
на металлолом. Так же поступили и с рельсами.

И теперь только шпалы из бетона, обнажающиеся во время отлива становятся
ярким напоминанием об уникальнейшей электрической железной дороге на
Земле.