Гонки "Формулы-1" это бешеные скорости, крики болельщиков, пьедестал и брызги шампанского, слава, деньги, любовь фанатов и Бог знает, что еще! Что ж, нельзя не согласиться... Но это ещё и колоссальные перегрузки, аварии, травмы, нередко приводящие к инвалидности, а также трагические судьбы пилотов, погибших под обломками гоночных болидов...
Вот и в этом году гонки Гран-при Канады 10 июня омрачились тяжелейшей аварией польского пилота BMW Sauber Роберта Кубицы...
Но могло быть и хуже болид восстановлению не подлежит.
Через несколько минут после катастрофы Кубицу на вертолете доставили в госпиталь...
Если задуматься, многим пилотам повезло гораздо меньше.В далеком 1954 году на гонках в Нюрбургринге тень смерти впервые легла на трассу "Формулы-1".
В тренировочном заезде перед мостом Верзайфен разбился 30-летний Онофре Маримон. Позже, в 1955 году, в Монако также на тренировке Ханс Херманн попал в катастрофу, в результате которой получил перелом позвоночника. Несмотря на серьезные повреждения, гонщику удалось выжить.
А Гран-При Монако тем временем продолжался... В заезде в лидеры вырвался Альберто Аскари, но на выходе из тоннеля он не вписался в шикану, машину занесло, и она... рухнула в море! Аскари удалось самому выбраться на поверхность. Он попал в соседнюю с Хансом Херманном палату, однако серьезных повреждений у него не было. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Рок все же настиг Аскари в Монце на испытаниях новой модели "Феррари". Альберто был суеверен и никогда не садился за руль гоночного болида без своего голубого шлема. В тот день он стартовал без него. Проехав два круга, машина перевернулась на повороте "Виалоне"... Аскари скончался на руках своего лучшего друга Луиджи Виллорези.
Поистине огромной трагедией закончились гонки в Ле-Мане все в том же 1955 году. Драма разыгралась на трассе в конце одного из кругов, когда Майк Хоторн, лидировавший на тот момент, попытался обойти Ланса Маклина.
Окрыленный победой, одержанной над соперником Хуаном Мануэлем Фанхио, Хоторн позабыл, что должен дозаправиться в конце круга. Обгоняя Маклина, машина Хоторна начала снижать скорость. А далее цепная реакция: Маклин ушел влево, где его ждало неминуемое столкновение с "Мерседесом" Пьера Левега. У последнего не было никаких шансов...
Единственное, что успел сделать в этой безвыходной ситуации француз Пьер Левег, так это подать рукой знак двигавшемуся позади Фанхио, чем спас ему жизнь. После столкновения Левег катапультировался в зрительскую трибуну.
Вместе с самим гонщиком, по данным организаторов, погиб еще 81 человек! Гонку, однако, не прервали. Трудно сказать, какие чувства испытывал победивший в конечном счете Майк Хоторн.
Трагично оборвалась жизнь 26-летнего Алана Стейси на трассе Спа-Франкошам во время Гран-При Бельгии 1960 года. Талантливому английскому гонщику, несмотря на ножной протез, удалось уже многого достичь. Англичане возлагали на него огромные надежды, которым, к сожалению, не суждено было оправдаться. Пилот двигался со скоростью 230 километров в час, когда птица врезалась в его очки. От удара он потерял контроль, и его гоночный болид, несколько раз перевернувшись, загорелся. Тело самого Стейси отбросило на большое расстояние от обломков.
Монца 1961 года. И вновь жертвы среди зрителей. На этот раз события были связаны с немецким гонщиком Вольфгангом Графом Берге фон Трипсом. По иронии судьбы именно здесь, на трассе в Монце, фон Трипс дважды попадал в тяжелые аварии, в 1956 и 1958 годах. Третья авария унесла его жизнь.
Столкнувшись с болидом Джима Кларка "Феррари" фон Трипса влетел на откос, после чего пилот катапультировался в ряды болельщиков. Общее число погибших составило 13 человек. Суд над Джимом Кларком длился 2 года. Он обвинялся в смерти немецкого гонщика, но был полностью оправдан.
В 1978 году в результате массового столкновения на трассе шведский гонщик Ронни Петерсон был доставлен в больницу с переломами ног и легкими ожогами.
Никто и не предполагал, что он может погибнуть. Но во время операции на ногах он скончался от эмболии.
Невиданное событие произошло в мире автогонок в сезоне 1970 года, когда звание чемпиона было присуждено погибшему в Монце четырьмя неделями раньше австрийскому гонщику Йохену Риндту. Перед стартом Риндта беспокоили набедренные ремни безопасности. И не зря... При торможении в повороте "Параболика" болид австрийца вышел из-под контроля. Машина врезалась в ограждение. Пилот был пристегнут лишь плечевыми ремнями и от удара выскользнул вперед, край приборной доски вонзился ему в шею. Однако по сумме баллов он лидировал, а в оставшихся гонках сезона соперникам не удалось набрать необходимого количества очков, чтобы опередить погибшего Риндта.
Сезон 1982 года унес жизни двух замечательных гонщиков: Риккардо Палетти, а также одного из талантливейших пилотов своего времени, канадца Жиля Вильнева из команды "Феррари". Участия в Гран-При Бельгии в Спа Жиль Вильнев так и не принял. Его ждало роковое столкновение в квалификации. При входе в поворот красный болид Жиля под номером 27 задел передним колесом автомобиль Йохена Масса, в результате чего машина Вильнева несколько раз перевернулась и рухнула на асфальт, а самого гонщика выбросило из кокпита. Бригада медиков попыталась оказать ему первую помощь, но шансы были ничтожны. В госпитале Святого Рафаэля выяснилось, что у Вильнева смертельный перелом позвоночника. Он умер, так и не придя в себя...
Его сын Жак стал впоследствии чемпионом мира 1997 года.
Так или иначе, перед чемпионатом мира 1994 года, согласно новым правилам, были отменены многие из электронных систем управления болидами, что повлекло за собой соответствующие последствия. Траурно-черными буквами вписано Гран-При Сан-Марино-1994 в Имоле в историю автогонок.
Первая авария произошла в квалификационном заезде с молодым бразильским гонщиком Рубенсом Баррикелло. Не справившись с управлением, он врезался в заграждение и получил сотрясение мозга. Далее последовала еще более тяжелая авария, исход которой стал летальным.
У дебютанта чемпионата мира, австрийца Роланда Ратценбергера при прохождении квалификации на скорости 320 километров в час от болида оторвалось антикрыло, после чего он врезался в отбойник.
Несмотря на все это меркантильные владельцы гонок добились возможности продолжать соревнования, хотя на их отмене и настаивала полиция. Драматические события квалификации, несомненно, сыграли свою роль в психологическом настрое гонщиков.
Символично также и то, что в день старта шел дождь, будто природа проливала свои слезы на трассу Имолы. И лишь только был дан старт, как столкнулись два болида, и отлетевшее колесо попало в зрителей. Несколько человек пострадало.
Когда обломки с трассы благополучно убрали, гонка возобновилась, чтобы отнять жизнь у еще одного выдающегося пилота Айртона Сенны. В сложном повороте "Тамбурелло" гоночный болид трехкратного чемпиона мира с огромной силой врезалось в отбойник. От разрыва височной артерии и большой потери крови, так и не очнувшись, Сенна скончался в больнице.
10 ноября 1995 года в Аделаиде в аварию попал Микка Хаккинен. Его болид вышел из-под контроля в одном из поворотов в квалификации.
После ударов Хаккинен не мог дышать, так как кислород перестал поступать в мозг. И если бы в составе медбригады не оказалось нейрохирурга, то избежать самого худшего было бы невозможно. Несчастье помогло Микке Хаккинену обрести любимую жену. Ею стала девушка, дежурившая у его кровати все время, что он провел в больнице. Кстати, он стал чемпионом 1998 и 1999 годов...
Есть над чем задуматься, не правда ли? В первую очередь о том, стоит ли игра свеч и оправдан ли риск, который красной линией проходит через всю жизнь автогонщика. Но уж если задумался о плохом, за руль лучше не садиться. Как говорят в спортивном мире, трасса все расставит по своим местам...