Фортепиано вместо футбольного мяча
…Поль Мориа родился в семье музыканта-любителя в портовом Марселе 4 марта 1925 года, и с самого рождения был окружен музыкой. Первый раз за фортепиано малыша посадили, как только он, собственно, научился сидеть. Надо отдать должное родителю – он никогда не отказывал малышу в «порче» инструмента, прекрасно понимая, что большого вреда малыш инструменту нанести не может.
Когда сыну исполнилось четыре года, отец вдруг отметил для себя: раз у мальчишки кое-что получается, эту любовь к инструменту нужно культивировать. С тех пор в течение долгих шести лет они занимались изо дня в день. А когда Полю исполнилось 10 лет, отец сам отвел его в консерваторию и предложил преподавателям прослушать чудо-ребенка. Педагоги отнеслись к такому громкому заявлению с известной долей сарказма, но он улетучился в то самое мгновение, когда подросток-виртуоз начал извлекать из музыкального инструмента первые звуки.
Семь лет, проведенные мальчишкой в консерватории, пришлись на очень трудные для Франции времена. Страна была оккупирована гитлеровцами, было трудно жить. Но Поль ни на день не оставлял занятие музыкой, тем более, что кроме любимого фортепиано у него появилось новое увлечение – джаз. Однажды Поля чуть ли не силой затащили в студенческий джаз-клуб, где он был просто очарован легкой инструментальной музыкой. Но оказалось, что играть ее ничуть не менее легко, чем классику, а новое очень влекло.
Так Поль Мориа стал завсегдатаем джаз-клуба, а когда ему исполнилось 17 лет, «сколотил» «джаз-банду», с которой и начал колесить по всем городам и весям, выступая в кабаре и мюзик-холлах…
Талант притягивает талант
Спустя несколько лет, уже в 50-х, судьба сводит вместе двух выдающихся людей своего времени – Поля Мориа и Шарля Азнавура, для которого Поль сделал боле 120 музыкальных аранжировок. Не менее пяти лет Поль писал песни для Мирей Матье. Именно эта «сладкая парочка» в 60-е годы приезжала в Москву, где их концерт имел бешеный успех. Первый раз это произошло в 1967 году, и как бы там ни было, стало прологом к большому успеху композитора. Записанная годом спустя пластинка «L'amour est bleu» расходится по всему миру тиражом более шести миллионов экземпляров. Она становится «золотой» в США, Австрии, Канаде, Аргентине, Мексике, Японии, Бразилии. Во Франции за эту запись композитор получает Большую премию диска.
Это и предопределяет дальнейший стиль жизни композитора. Отныне он полгода проводит на гастролях, а остальные полгода пишет мелодии в студии (примерно по 50-60 новых композиций за шесть месяцев). Эта работоспособность потрясала не только соотечественников, но и будоражила композиторов далеко за пределами Франции…
Уж коль икру, так ложками...
Но первая поездка в Москву не оставила у Поля такие яркие воспоминания, как вторая (и последняя). Она произошла в 1978 году, и на этот раз он приезжал не как аккомпаниатор Мирей Матье, а со своим знаменитым оркестром…
Ящики с аппаратурой задержались в Париже на три дня, и все эти три дня Мориа со своими помощниками мотался по советской столице в поисках различной аппаратуры (не хотелось срывать концерт). Примечательно, что большую часть зала, вмещающего 2500 зрителей (билеты были проданы за месяц до концерта), по мнению самого Мориа, составляли сотрудники милиции и КГБ. Но, скорее всего, число сотрудников несколько преувеличено…
Большим ценителем творчества Мориа был Леонид Ильич Брежнев. Он даже пригласил к себе, в Кремль, французского гостя. Эта встреча произвела на генерального секретаря ЦК КПСС неизгладимое впечатление, он так до конца своих дней очень благоволил именно этому композитору. Говорят, часто при прослушивании мелодии Моруа по щекам генсека струились слезы. Не знаю, я с ним лично знаком не был…
Еще очень запомнился Мориа поход в Мавзолей Ленина, куда его провели мимо многотысячной очереди, оттеснив посетителей. Было только одно небольшое разочарование – гонорар выплатили в рублях, а значит, нужно было умудриться потратить эту немаленькую сумму в Москве, ибо в Париже рубли явно не котировались. Валютных «обменников» в те времена во всем Советском Союзе не было, а для граждан, имеющих на руках доллары и фунты стерлингов, действовала система «чеков», которые обменивали в специализированных магазинах…
Пришлось бедным французским музыкантам покупать матрешек, а каждый завтрак, обед и ужин уничтожать несметное количество бутербродов с черной и красной икрой, причем икра обычно намазывалась слоем от одного до полутора сантиметров…
Страна восходящего Солнца обожала Мориа
Но вернемся к музыке. Всего Поль Мориа создал около 1200 аранжировок. А кроме России его творчество очень любили в Японии, этой стране композитор посвятил даже целый альбом. Жители Страны восходящего Солнца щедро платили Полю не только улыбками, но и в валюте. И не случайно оркестр под управлением блестящего француза дал в Японии около 1200 концертов.
Он был богатым и обеспеченным человеком. Но людская слава порой проходит быстрее, чем жизнь. Его 80-летие было отмечено с отнюдь не таким размахом, как заслуживал маэстро. А сразу после этого Поля вообще забыли. И когда 3 ноября 2006 года его не стало в маленьком городке Парпиньяне, об этом в нескольких строчках упомянуло только агентство Франс Пресс. И никаких некрологов…
И только Мирей Матье сказала журналистам из далекой России: «Я потеряла хорошего друга»… Дежурные, в общем-то слова…
Источник: http://shkolazhizni.ru/