Депутаты и правительство решили изменить жизнь российских автомобилистов. Некоторые нововведения уже вступили в силу, другие заработают в ближайшее время, и часть сейчас активно обсуждается. «Мой район» составил памятку для автомобилистов.
Будет наверняка
Утилизационный сбор 2012
Он состоит из базовой ставки – 20 тысяч рублей — умноженной на коэффициент в зависимости от производителя (российский или импортный) и состояния машины (новая – подержанная).
Для импортных машин с объемом двигателя не более 1,5 л он составит 10 тысяч рублей (коэффициент 0,5). Таков, например, Ford Fiesta. Для Toyota Corolla или Citroen C5 с мотором не более 1,8 л – 20 тысяч рублей. Для Volkswagen Passat c мотором не более 2,5 л – 30 тысяч. Mazda 6 с мотором до 3 л обойдется в 36 тысяч рублей доплаты. Mercedes Benz с трехлитровым движком — в 60 тысяч, более мощные автомобили, например, Porshe Cayenne или Subaru Tribeca — 72 тысячи. Все это касается только новых автомобилей. Подержанные машины, вне зависимости от возраста, будут облагаться сбором в 4 раза больше. То есть максимальная жатва может превысить 10 тысяч долларов. И потом, базовую ставку можно повышать каждый год.
«Закон об утилизационном сборе был принят с такой поспешностью, что это стало похоже на операцию по отвлечению внимания, — отметил юрист Андрей Попов. – Заметьте: пошлины у нас снизятся только лет через 7, а утильсбор придумали заранее и «вступили» в силу, даже не разработав толком эти тарифы, не объяснив, из чего они складываются. Что следует учитывать: массу металла, который пойдет под пресс, объем вредных выбросов или что… Я не могу их комментировать. Единственная, на мой взгляд, адекватная версия: экономисты подсчитали, сколько в стране бесхозных машин будет году так в 2020-м и сколько понадобится шредерных установок. Но вряд ли эти подсчеты были сделаны так быстро».
Новый административный регламент регистрации автомобилей
Начнет действовать со следующего года или даже осенью. Россиян избавят от бюрократических процедур при продаже автомобиля: теперь машину не нужно будет снимать с учета и ставить на нее транзитные номера. Достаточно будет заключить с покупателем договор продажи, оставить себе копию, а оригинал покупатель привезет в ГИБДД, причем можно будет безо всяких проволочек поставить машину на учет в Питере, если авто покупалось в Москве. Гаишники сами разошлют запросы: не в розыске ли машина и т.п. Автомобильные номера со своей машины старый водитель может оставить себе, чтобы поставить на новое авто, а может продать машину вместе с номерами. Правда, если машина сменила регион «проживания», менять регистрационные знаки все равно придется.
«Очень хорошее правило, — комментирует юрист Попов. – Правда, раньше у нас уже действовало другое, можно было ставить машину на учет в любом МРЭО, а не только в своем, районном, поэтому сделка «снятие с учета – купля-продажа – постановка на учет» проходила в одних и тех же стенах. Инспектор МРЭО осматривал машину только один раз, это сокращало время процедуры. Зато покупатель машины знал, что сотрудник ГИБДД уже посмотрел номера двигателя и кузова и признаков перебивки не нашел. А теперь у него таких гарантий не будет. Выход один: смотреть номера самому».
Отмена талона техосмотра
Верхняя палата парламента на днях приняла сразу в 2-х чтениях законопроект, отменяющий талон техосмотра. До этого талоны выписывались, но возить их с собой было уже необязательно. Достаточно было того, что у водителя на руках действующий полис ОСАГО, который без талона не выдают. Теперь вместо талончика требуется предъявлять страховщику диагностическую карту. Впрочем, сама станция ТО может отослать эту карту по электронной почте.
Для тех автомобилистов, чьи машины проходят регулярное техобслуживание в фирменных автосервисах, даже диагностическая карта может оказаться лишней, и достаточно будет сервисной книжки.
Как рассказали нам на станции ГТО, новое правило начнет действовать не раньше следующего года, а пока талоны по-прежнему выдаются на всех станциях, а диагностические карты — по желанию. Диагносты уже получили бланки талонов на следующий год, так что сами они эти правила отменять не будут. Но если кто-то не хочет получать талон, то может ограничиться картой — это его дело.
Налог на мощность
Он был предложен чиновниками Минфина вместо налога на роскошь, который принимают в Украине. Налогом будут облагаться автомобили мощностью 410 лошадиных сил и более. Сейчас петербургские владельцы больших джипов и спортивных авто платят в бюджет по 150 рублей с каждой лошадиной силы, если мощность превышает 250 л.с. 250 – это верхняя грань, а представители Минфина предлагают сделать ее предпоследней. Для супермощных каров ставка может составить 300 рублей – соответственно, годовой налог – что-то около 240 тысяч. Правда, болиды, которые участвуют только в автогонках и по обычным трассам не ездят, от налога освободят.
На сайте cars.auto.ru можно найти объявления о 30 тысячах продаваемых в Петербурге автомобилей. Только 380 из них имеют под капотом более 410 «лошадей». Из чего можно сделать вывод, что данное подорожание актуально для 1,27% петербургских автомобилистов. Но среди них могут оказаться известные люди, например, зенитовцы Дмитрий Сычев и Вячеслав Малафеев, владеющие BMW X5 с мощными двигателями. А также жулики, регистрирующие машины на доверчивых пенсионеров.
Не лишение прав за встречку
3 недели назад Госдума приняла в первом чтении поправки в Административный кодекс, согласно которым наказание за выезд на встречную полосу будет различаться в зависимости от того, впервые ли водитель пошел на это правонарушение. Если проект успешно пройдет 2 остальных чтения, уже с нового года «перворазники» будут штрафоваться за проезд по встречке на 4 тысячи рублей вместо лишения прав на 4-6 месяцев. Инициатор закона Вячеслав Лысаков предложил оставить в силе наказание за 2-й выезд – дабы он по-прежнему карался 4-6 месяцами, зато рецидив наказывать уже годовым изъятием прав. Имеется в виду нарушитель, в 3-й раз пойманный за одним и тем же прегрешением.
Напомним, что встречка и раньше могла караться штрафом (5 тысяч рублей), а не лишением: в городе, при проезде «под кирпич». Законодатели, предложившие эту меру, пожалели автомобилистов, которые иногда нарушают нечаянно.
«В таких делах много зависит от судьи, — заявил юрист Андрей Попов. – Посмотрим, как будет выглядеть этот закон в окончательной редакции. Если там будет «штраф либо лишение», то не стоит обольщаться раньше времени. Судья скажет: да, вы нарушили впервые, но вы создали откровенно аварийную ситуацию и т.д… И уж тем более не стоит нарушать».
Возможно появится
Дифференциация пьяных
Депутаты Госдумы решили не возвращать в Административный кодекс поправку о допустимой норме алкоголя в крови. Но сочли справедливым разделение всех алководителей на 3 группы. В первую попадут те, кто попался на вождении при содержании алкоголя в крови до 0,7 промилле — их планировали штрафовать на 20 тысяч рублей и лишать водительских прав на год. За дозу до 1,5 промилле предполагалось двухгодичное лишение прав и штраф в 50 тысяч. Дальнейшие дозы карались бы штрафом в 100 тысяч и лишением до 3-х лет – при содержании алкоголя до 2,5 промилле, а это – доза, при которой человек обычно уже не может ходить. Но есть в лесенке и 4-я ступень – от 2,5 промилле, и она каралась бы штрафом в 200 тысяч плюс 5-летнее лишение. Обсуждение проекта состоялось в начале лета и продолжится осенью. Пока перспективы принятия такого закона весьма туманны, ибо самые активные депутаты-автомобилисты, в частности, Виктор Похмелкин выступали резко против.
«На мой взгляд, сейчас гораздо важнее разработать санкции для тех водителей, которые садятся за руль, будучи лишенными права управления, — заявил Андрей Попов. — Действующее сейчас наказание – арест на 15 суток – мне кажется слишком мягким. А что касается этих пьяных категорий – то это чушь. Дело в не промилле, а в состоянии организма. Иные женщины даже при содержании алкоголя 0,5 промилле чувствуют себя хуже, чем мужчины при 1,5. И такое, и сякое состояние при вождении – преступно, и наказание должно быть одинаковым. Карать надо за сам факт: человек выпил и сел за руль, а не за то, хорошо или плохо он себя за ним чувствовал. Я уверен, что этот закон не примут».
Уменьшение стоимости принудительной эвакуации
Член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов оспорил в городском суде Петербурга местные тарифы на платную эвакуацию неправильно припаркованных машин. Напомним, тариф составляет 2,7 тысяч рублей плюс штраф в 3000. В других городах и штраф меньше, и тариф справедливей. Простой вывоз эвакуатором сломавшегося автомобиля редко обходится дороже, чем 1,5 тысяч рублей.
«В этот тариф заложена прибыль эвакуаторной компании, что недопустимо, — пояснил Холодов. – Это противоречит федеральному законодательству. Поэтому я подал жалобу в городской суд. Уже состоялось первое заседание, но 2-е отложили на 22 августа».
В случае, если правозащитнику удастся выиграть дело, тариф может быть пересмотрен уже осенью.
Отмена рукописных доверенностей на автомобили
Представители ГИБДД неоднократно высказывались за запрет в России рукописных, то есть не заверенных нотариусом, доверенностей на вождение автомобилей. Они уверяли – вполне справедливо – что этим нехитрым приемом пользуются угонщики.
С появлением ОСАГО, когда выяснилось, что любая машина, управляемая человеком, не вписанным в полис, подлежит обязательной отправке на штрафстоянку, доверенность превратилась в атавизм. Если владелец машины не возражает против того, чтобы друг или родственник иногда сидел за рулем, он вписывает его в полис. И тогда ничто не мешает ему оформить и доверенность тоже – без права продажи, разумеется. Если он не вписывает его в полис – значит, машину можно задержать, даже если у водителя есть генеральная доверенность. Вывод: рукописная «доверка» действительно бесполезна. И автомобильное сообщество забросало депутатов Госдумы своими просьбами отменить доверенности, как это уже сделали украинцы и эстонцы. Автомобильные юристы полагают, что соответствующее решение будет принято в ближайшие год-два.
«Вообще наш полис ОСАГО выписывается на машину, а не на водителя, поэтому страховщикам и гаишникам должно быть по барабану, кто там сидит за рулем. Но таковы уж наши законы: они оставляют гаишникам все больше возможностей для доения, — отметил Попов. — В Европе можно запросто сидеть за рулем чужой машины в отсутствие хозяина. Но у нас не Европа».