Послушаем умных людей. Оптимизм как средство борьбы с финансовым кризисом.
Во время финансового кризиса политики становятся оптимистами. Можно сказать, что поневоле. Потому что задача политиков состоит в том, чтобы успокаивать население, обнадёживать вкладчиков и инвесторов на фондовом рынке. Видна интересная зависимость. Чем хуже ситуация, тем оптимистичнее выражаются политики.
Ведь от них ждут именно оптимизма. Очень красиво звучит заявление о том, что российские власти не допустят девальвации рубля, которое сделал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. "Платежный баланс достаточно крепок, чтобы не допустить девальвации рубля, а те, кто надеется на это, ошибаются". А.Дворкович подчеркнул, что рубль является устойчивой валютой, и даже при низких ценах на нефть, прогнозируемых в 2009 г., резких скачков рубля не предвидится. "Никаких потрясений не ждите", — сказал он в ситуации, когда весь мир ждёт финансовых потрясений. Кстати, неужели кто-то мог предположить, что Аркадий Дворкович призовёт ждать потрясений?
Интересно сравнить заявление Дворковича с недавними словами заместителя министра финансов Сергея Шаталова: "Никакой девальвации не планируется. Еще непонятно, будет или нет дефицит бюджета этого года, все будет зависеть от того, как будет развиваться экономика и какие будут цены на нефть и газ". Нейтральность оценки и оговорка, что всё зависит от цен на энергоносители, звучат убедительно и честно. Но первая часть заявления настораживает. Понятное дело, что правительство не планирует девальвацию. Потому что её нельзя спланировать, она просто случается. Также как и гиперинфляция, и обвал фондового рынка.
Ещё весной политики-экономисты вовсю говорили о том, что Россия станет "тихой гаванью" в ситуации глобального финансового кризиса. Это было красиво и оптимистично, но кто об этом помнит сейчас? Очень правильным с точки зрения рабочих обязанностей политика, и уж тем более главы государства, стало недавнее признание Дмитрия Медведева о том, что он сохранил свои счета в банках и не переводил рубли в валюту: "Денег не снимал, не переводил рубли в доллары и не покупал акции". Таким образом он ещё раз напомнил вкладчикам, что недавно были приняты поправки в законодательство и теперь государство гарантирует, что в случае банкротства любого банка полностью возместит депозиты в объеме до 700 тыс. рублей. Но подумайте, разве может президент в принципе сказать что-то другое?
Большинство жителей Земли не доверяют своим политическим лидерам, как показывает исследование социологической компании Gallup International по заказу Всемирного форума. Опрос 1,5 миллиарда человек из 60 стран, в том числе и России, по основным жизненным показателям выявил у землян растущие недоверие и пессимизм. Политикам, как оказалось, все меньше доверяют во всем мире (доверяют 8%), при этом в России — 11, в Германии — 17, в США — всего один процент. Главная причина подобного отношения к ним кроется в их нечестности — так считают 60% респондентов в целом по миру и 57% россиян. Надо заметить, что в России процент недоверчивых ниже и мы склонны верить власть имущим.
Верить или не верить политикам, а также их заявлениям о том, что не будет дефолта, девальвации, национализации и т.д., решайте сами. Вопрос веры — это личный вопрос, тем более что всем хочется верить в лучшее. Нелишним будет, однако, напомнить не столь далёкое прошлое. Десять лет назад многие не верили, что правительство откажется от своих обязательств. В пятницу, 14 августа 1998 года, президент Борис Ельцин в присущей ему манере уверенно заявил в телеэфире: "Дефолта не будет!". Но в понедельник, 17 августа дефолт все-таки случился. После этого ему уже никто не верил...
Политики расплачиваются за свои слова рейтингами и доверием населения, поэтому предпочитают обтекаемые формулировки. Надо понимать, что от политиков зависит далеко не всё. Талант политика состоит в том, чтобы уметь лавировать и маневрировать, внимательно чувствуя колебания конъюнктуры, подстраиваясь под неё. Главное в их профессии не забывать о принципе "Не навреди". А что касается собственно экономического кризиса, то он уже случился, сейчас развиваются его последствия, расходятся круги по воде. Впереди ещё много разного рода спекуляций и громких заявлений на тему кризиса, так как все постараются свои просчёты и промахи списать на кризис. Это очень удобно. Но фондовый рынок чувствительнее и честнее: рухнул первым — первым и рванёт вверх. Несмотря на любые заявления.