Правительство Российской Федерации установило в июне новую величину прожиточного минимума на душу населения. Теперь эта сумма составляет 6307 рублей, что на 98 рублей больше, чем в четвертом квартале прошлого года. Впрочем, как вчера, так и сегодня прожить в нашей стране на такие деньги невозможно, можно только попытаться кое-как выжить.
Прожиточный минимум, величина которого устанавливается ежеквартально, – очень важное экономическое понятие. Оно необходимо для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики: ведь именно на его основе высчитываются размеры минимальной оплаты труда, стипендий, пособий и других социальных выплат. Исходя из тех же официально установленных параметров прожиточного минимума, Росстат рассчитывает уровень бедности в стране и соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума. Проще говоря, когда нам объясняли, что в четвертом квартале прошлого года за чертой бедности в России проживали 18,1 миллиона человек, или 12,8 % населения страны, то базой этих расчетов был тот самый прожиточный минимум.
Тем не менее, данная величина не самостоятельная, она тесно связана с потребительской корзиной, стоимость которой лежит в основе расчета прожиточного минимума. И с корзиной этой у нас не все в порядке – ее не пересматривали уже шесть лет. Дело было так: сначала тогдашняя глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявила, что состав и расчет потребительской корзины, по которой исчисляют прожиточный минимум в 2011-2012 годах, обязательно пересмотрят, как того и требует закон. Однако затем из этого же ведомства поступило "революционное" предложение заморозить на два года действующую структуру потребительской корзины, которая была утверждена 31 марта 2006 года.
По правилам структура потребительской корзины, включающей в себя минимально необходимый для жизни человека набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, должна пересматриваться раз в пять лет. Такая норма закреплена в законе о прожиточном минимуме, который и рассчитывается на основе этой корзины. К моменту, когда ведомство Голиковой выступило со своей инициативой, существующая потребительская корзина пережила и подорожание продуктов осенью 2007 года, и первую волну мирового финансового кризиса, и всероссийскую засуху со всеми ее последствиями. Проще говоря, она сильно устарела и не отвечала уже никаким нормам.
Но в тот момент, когда по закону ее необходимо было пересматривать, сотрудники самого социально ориентированного министерства предложили не рассчитывать корзину по-новому, а продолжать жить по старым нормам. Более того, чиновники заявили, что нужно "рассчитывать долю в корзине непродовольственных товаров и услуг на основе фактического потребления малоимущих семей". Значит, до сих пор названная доля не соответствовала действительности. Такая вот у нас забота о простом человеке.
Но вот нынешней весной глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев предложил в 2013 году состав потребительской корзины пересмотреть "с учетом того, что изменилась структура потребления". Это был тот редкий случай, когда депутата от "Единой России" довольно дружно поддержали независимые эксперты. Они отметили, что потребительская корзина не отражает реальности, следовательно, все последующие расчеты получаются искаженными. Тут же последовало предложение постепенно переходить к другой системе, на основании которой рассчитываются льготы.
Дело в том, что в развитых странах (в частности, европейских) действуют системы поддержки, которые основываются не на прожиточном минимуме и потребительской корзине, а на средней заработной плате. Исходя из этого, европейцы рассчитывают и уровень бедности. Увы, для российских властей такая методика неприемлема: если у нас посчитать уровень бедности через количество людей, у которых зарплата ниже средней, то бедных в нашей стране сразу станет в разы больше.
И все же ряд специалистов предложили систему расчета размера льгот и пособий, независимую от прожиточного минимума. За основу в ней берутся стандарты экономической устойчивости семьи, а главным ориентиром является качество жизни: то есть, сбалансированное питание, расходы на досуг, на платное медицинское обслуживание и платное образование, потому что в реальности бесплатных услуг становится все меньше.
Между прочим, если продолжить сравнение с развитыми странами, то там потребительская корзина содержит от 250 до 350 пунктов, а в России – всего 30 пунктов. Потребительская корзина – это набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, а они, по мнению отечественных чиновников, должны быть у российских граждан крайне невысоки.
И вот новый министр труда Максим Топилин объявил, что с будущего года потребительская корзина будет обновлена, её стоимость увеличится на 4,2 % (с 6369 до 6635 рублей). Для трудоспособного населения корзина будет стоить 7108 рублей, для пенсионеров – 5443 рублей, для детей – 6407 рублей. Однако особой радости и криков "ура" по этому поводу не последовало. Более того, некоторые аналитики внимательно посмотрели, насколько предложенные изменения соответствуют экономической ситуации в стране и запросам граждан, и пришли к выводу, что министру лучше было бы промолчать.
Во-первых, в действующей корзине для трудоспособного населения при завышенных нормативах потребления хлебных продуктов и картофеля, необходимые объемы потребления мясопродуктов занижены вдвое, рыбы – в 1,3 раза, фруктов – в 3 раза. А новые нормы хоть и стали ближе к статистическому потреблению, однако по большей части товаров по-прежнему отстают от его фактических объемов. Во-вторых, структура новой корзины соответствует структуре потребления семей с минимальными доходами, а не среднестатистической структуре потребления среди всего населения РФ. В-третьих, согласно предложениям министерства, стоимость потребительской корзины должна вырасти всего на 4,2 % и рассчитываться по ценам 2011 года, то есть без учета инфляции в 2012 году. На самом же деле, уверены эксперты, прожиточный минимум должен быть равен 9454 руб.
Наконец, чиновники Минтруда предлагают ввести новый принцип формирования потребительской корзины. Так, 50 % ее стоимости будут составлять продукты питания, а другая половина делиться поровну между непродовольственной частью и оплатой услуг. Между тем известно, что лишь третья часть расходов домохозяйств идет на покупку продуктов питания, еще треть – на покупку непродовольственных товаров и около 25 % – на оплату услуг. Так что только доля услуг в обновленной потребительской корзине будет соответствовать реальной структуре затрат домохозяйств.
Понятно, что если правительство одобрит инициативу социального ведомства и внесет соответствующий закон в Госдуму, он будет принят голосами депутатов "Единой России". И на мечтах о новых подходах к расчету уровня бедности, социальных льгот, пособий и всего остального, что рассчитывается с помощью пресловутой потребительской корзины, будет поставлен жирный крест. Бюрократы всех мастей отрапортуют о новых успехах социальной политики, а небогатые граждане продолжат затягивать пояса. До тех пор, пока их терпение не иссякнет.
Олег КОНЮХОВ
Да и в сентябре можно будет снова обобрать народ, который по расчётам наших энергетиков — стали богаче!
«По конкретным величинам на сегодняшний день говорить достаточно сложно, но можно говорить, что изменения будут в сторону увеличения. В частности, по электрической энергии. Так по индивидуальному потреблению рост составит в среднем 10%, по общедомовому потреблению увеличение будет до 128%, – рассказал заместитель председателя РЭК Свердловской области Алексей Обухов. – Это связано с увеличением благосостояния потребителей, появления новых приборов у них, ну и в целом с концепцией по балансовым показателям потребления электрической энергии».