Потребительский рынок в настоящее время перегружен всякой ерундой, от тостеров до «дивидюшников», владельцам торговых центров продающих бытовую технику, сейчас выгодно распускать слух о том, что все сбережения граждан съест финансовый кризис и что нужно в срочном порядке тратить деньги, покупая незамысловатые китайские погремушки. Однако, здесь есть одно «но» — у большинства наших сограждан попросту отсутствуют какие-либо сбережения. Во всяком случае, проводимый мной опрос выявил, что из ста человек больше половины не имеют средств, которые можно назвать сбережениями.
Кроме того, сейчас мало кто рискнет брать потребительский кредит, потому что в подобной ситуации это означает попасть в кабалу. Так что скорей всего увеличения оборота непродовольственных товаров и бытовой техники не ожидается, цены на них также останутся без изменений. Тем не менее, наверняка подскочат цены на продукты питания. Спрос на продукты первой необходимости подогреют запасливые старушки. Так уже сейчас люди пенсионного возраста в ожидании кризиса скупают соль, спички и тушенку. Официальный темп роста инфляции останется прежним, однако, по снижению реальной заработной платы (то есть количества благ, которые можно купить на неё) большая часть населения почувствует на себе значительный рост цен.
Сокращения на предприятиях
Ожидать ли сокращений на предприятиях в провинции? Думаю да. Однако всему виной не финансовый кризис, он лишь усугубляет ситуацию, а давно запущенный процесс дробления крупных предприятий на мелкие производства, занимающиеся выпуском лишь высоко рентабельной продукции. В настоящее время сокращения уже начались, высвобождение рабочей силы означает для провинции ЦФО пополнение рядов лимитчиков, работающих в Москве. Если учесть, что повышена квота на гастарбайтеров, то можно ожидать удешевления рабочей силы. Стоит также отметить, что сокращать, прежде всего, будут не рабочих, а служащих, ИТРов и вспомогательных рабочих.
Банковская система
Если бы не государственные вливания в эту сферу, то, наверное, уже сейчас бы наметился крах банковской системы России. Простые люди если и будут хранить свои сбережения в банке, то скорей всего их выбор падет на Сбербанк. Начавшееся развитие кредитных отношений застопорится.
Производство
Могут пострадать предприятия, у которых большая доля заемного капитала в общей сумме капитала. Из-за всеобщности финансового кризиса некоторые предприятия потеряют поставщиков и клиентов. Из-за сокращения персонала увеличится доля рабочих, могла бы даже увеличится выработка на одного рабочего, но скорей всего заводы и фабрики ожидают простои из-за того, что большинство потребителей не будет делать долгосрочные заказы и будет ждать более выгодные условия.
Будем топить дровами?
Чиновники лоббирующие, интересы нефтегазовых компаний будут готовы пойти на регресс и перевести котельные не на газ, а наоборот на уголь или на мазут. У нас в области уже звучало предложения перевести часть котельных на торф. Специалист в этой области пояснил, что это политика кого-то в верхах, сейчас им выгодней продавать газ на экспорт, нежели по заниженным ценам снабжать регионы России. Ожидания повышения материального благосостояния простых людей канут в лету. Власть имущие будут списывать все экономические проблемы на мировой финансовый кризис.
Не так давно лидер запрещенной НБП Эдуард Лимонов обратился к руководству страны с предложением встретиться с непарламентской оппозицией — мол, начинается кризис, Власть-де должна... А чего она должна? А ничего!
Они ведь которые выборы проводят без программы, как "воровка на доверии". Типа "Вы Путину верите? Вот и голосуйте, за кого Путин скажет". Естественно, при таком подходе гражданам у власти и спросить нечего. Так что слава богу, что власть проигнорировала оппозицию в очередной раз. Потому что нам, если честно, кроме пожелания им всем удавиться на одной осине, и сказать-то по большому счету нечего. Очень уж качественно наруководили — положение безвыходное.
Тонем!
Гораздо хуже, что нам нечего подсказать и своим сторонникам, и просто гражданам. Ну, кроме торжественного обещания, что проведем период кризиса в одной заднице со своим народом. Эдуард Лимонов, кстати, единственный, кто озаботился советом для рядовых граждан, нашелся только подсказать снять вклады в банке, если есть, и купить на все наличные деньги товаров повседневного спроса.
Хотя, конечно, если уж у человека есть что-то на счету в банке, то, наверно, и сам догадается снять всю наличность — не случайно банки вовсю тормозят снятие денег с депозитов, а Нацбанк Украины ввел мораторий на снятие банковских депозитов до весны 2009 года. Наверно, не случайно. А с товарами все еще проще — в воскресенье вечером на обычно полупустой парковке у "Мосмарта" не мог найти свободного места машину поставить. На прилавках очень мало хороших макарон, мясной прилавок вообще закрыт. Крупы, сахар и ряд подобных товаров лежат нераспакованными в полетах — народ берет сразу целыми упаковками. Дальше будет хуже. Покупательная способность рубля, вне зависимости, решатся его официально девальвировать или нет, будет падать стремительно.
Цены на важнейшие продукты обязательно попытаются заморозить, ограничив при этом оборот валюты. Это приведет к исчезновению этих товаров с прилавков. Те же, что не будет заморожено, станет недоступно по цене. Особенно в перспективе массовой безработицы и снижения реальных выплат работающим. Причем в провинции этот процесс будет намного жестче и обнаженней, чем в столицах и городах-миллионниках, где всегда есть несколько вариантов решения потребительских проблем.
В малых городах, где живет большая часть страны, вариантов всегда один-два. Следует отметить одну важную вещь — грядущий кризис будет кризисом потребительского мира. Наиболее уязвимыми окажутся те сообщества и те индивиды, кто больше других завязан на интеграционные механизмы снабжения и вообще жизнедеятельности. Для современного горожанина, не имеющего серьезных сбережений и накоплений, два дня пустых прилавков — это голод. Понижение зимней температуры в квартире ниже 10 градусов — это замерзание. А кризис — такая штука, что возможно все. Может, и ничего особо ужасного не будет, только число жизненных неурядиц возрастет на порядок. А может настать полный кирдык. И будешь, как в послевоенном Душанбе, вставать рано утром в очередь, чтобы с наступлением ночи получить две буханки хлеба. Зря что-ли таджики бегут сюда и готовы на любую работу?
Я бы посоветовал нашим сторонникам не особо смущаться "жлобской" ситуации — нужно максимально увеличить свою автономность, свою независимость от системы на период кризиса. Если денег немного, нужно купить пару крепких ботинок и теплую куртку — пригодится всегда. Если есть семья и какое-никакое хозяйство — лучше действительно закупить впрок простых продуктов, которые так и так потребуются — крупы, макароны, консервы. Если алармистские настроения окажутся сильно преувеличены — все равно не пропадет, так что лучше не пойти лишний раз на концерт, не купить ненужную модную штучку, а сделать небольшой запасец. Случись что, по крайней мере будешь знать, что дома есть простая еда в достаточном количестве. В известных случаях это придает уверенности. Современный человек потрясающе зависим от общества, в котором живет.
Мы ненавидим общество потребления, но сами полностью включены в систему массового потребления. Это же идиотизм! Еще сто лет назад даже горожанин обычно располагал небольшим личным хозяйством, в конце лета и осенью заготавливал на зиму овощи, варил варенье, сушил и консервировал грибы, вялил рыбу и коптил мясо. Половина рецептов в поваренной книге Молоховец начинается словами "спуститесь в подвал и возьмите..." А нынче — идите в супермаркет.
Даже молодое вино теперь покупают в бутылках — молодое вино, которое может сделать даже обезьяна! Мы смеемся над тетеньками, которые в сезон варят десятки килограммов варенья — над собой смеемся! Ведь человек, который хоть частично сам себя обеспечивает продуктами питания, ровно в такой же степени обеспечивает и свою независимость. В период между кризисами независимость легко исчисляется размером банковского счета, а во времена кризиса, как это ни смешно — банками тушенки в подвале. Это значит и то, что сейчас надо побеспокоиться о каких-то элементарных запасах, но главное — это должно заставить нас думать об автономности.
Да, нельзя жить в обществе и быть полностью свободным от него. Но степень свободы-несвободы бывает разная, и в наших силах ее определить. В этом смысле кризис — хорощая штука. Прочищает мозги.