Самая крупное в истории города на Неве ДТП произошло чуть более 80 лет назад: 1 декабря 1930 года трамвай столкнулся с поездом, погибли 28 человек. По иронии судьбы, это резонансное происшествие произошло в первый день объявленной "декады безопасности" на трамвае. За прошедшие 80-лет печальный рекорд восьмого маршрута так и не был побит: 28 погибших, 8 — тяжело пострадавших и 16 преданных суду. Сейчас об этой страшной аварии не помнят даже краеведы...
"В то время Московский проспект был такой же ширины, как и сейчас, но движение было несравнимо меньше. То есть авария произошла практически на пустом проспекте, если бы кто-то из участников оказался там несколькими минутами раньше или позже, трагедии не случилось бы, вот такое трагическое стечение обстоятельств" — рассказывал воссоздавший обстоятельства той трагедии главный редактор издательства "Красный матрос" Михаил Сапего.
Перекресток, на котором все произошло, находится примерно в середине фото (вид в сторону Обводного с Московских ворот).

В первой половине XX века в Московской заставе на Международном проспекте существовал железнодорожный переезд соединительной ветки Октябрьской железной дороги. 1-го декабря 1930 года в районе 8 часов утра двухвагонный поезд трамвая № 8 трампарка им. Блохина под управлением вагоновожатого П. А. Савельева следовал по Международному проспекту от центра города в направлении Московских ворот. В это же время на перегоне Бычий пост Варшавской соединительной железнодорожной линии маневрировал паровоз с гружёными товарными вагонами. В 7 часов 58 минут последний вагон поезда, двигавшегося задним ходом, наехал на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул и подмял его под себя.
В течение двух суток после произошедшего старшим следователем облпрокуратуры Л. Шейниным совместно с работниками ГПУ было проведено следствие. Была создана техническая комиссия для расследования причин катастрофы. По делу о катастрофе были арестованы 10 человек, включая сторожей, вагоновожатого и диспетчера.
4 декабря в Технологическом институте начался открытый процесс над виновниками. К судебной ответственности по ст.26—a были привлечены 16 человек.

В ходе процесса были установлены следующие факты:
- Диспетчер, в обязанности которого входило оповещение сторожей на переезде о выходе поезда, не дозвонился до поста, других мер оповещения не предпринял.
- Сторожа начали закрывать переезд для трамвая не за 5 минут, а по факту подхода поезда.
- Сцепщик, который находился на площадке одного из вагонов маневрирующего поезда, видел закрытый для поезда шлагбаум и запрещающий сигнал, и должен был сообщить машинисту об опасности дальнейшего движения, но сделал это с опозданием.
- Вагоновожатый, видя, как сторожа приступили к закрытию, и предполагая, что до подхода поезда есть время, принял решение проследовать переезд без остановки на повышенной скорости.
- До катастрофы в правление Октябрьской железной дороги было направлено предложение Ленсовета о запрете манёвров на данном участке с 7 до 8 утра, так как это задерживало движение тремвайных поездов, на которых спешили на работу рабочие. Правление ответило, что маневрирование прекращено. На деле оно было прекращено только 3 декабря, по телеграмме из центра.
- Инструкции, существовавшие на тот момент, не соблюдались поголовно: как руководящим составом, так и рядовыми исполнителями. До некоторых обвиняемых инструкции не доводились вовсе.

В рамках мероприятий, проведённых после этой катастрофы, был предпринят комплекс мер, направленных на повышение безопасности общественного транспорта и упорядочение городского движения. Одной из этих мер было введение выдвинутого общественностью и поддержанного специальной комиссией правила остановки движения автомобилей при посадке и высадке пассажиров трамвая.
