Квадроцикл (также называемый мотовездеходом, четырехколесником, ATV (all-terrain vehicle), quad,) — небольшое открытое транспортное средство, предназначенное для внедорожного использования. Посадка водителя и способ управления этими аппаратами аналогичны мотоциклам, только четыре колеса вместо двух придают аппарату устойчивость и стабильность на низких скоростях. Большинство квадроциклов, как следует из названия, — четырехколесные, хотя встречаются и трех-, и даже шестиколесные варианты. Объем двигателя у этих машин чаще всего варьируется в диапазоне от 49 до 950 куб. см.
Обычно квадроциклы чаще всего бывают одноместные, реже двухместные, способ посадки у двухместных — как у мотоцикла, друг за другом.
Самый первый мотовездеход сделала японская Honda в 1970 году. Тогда это был еще не квадроцикл, а трицикл — трехколесный аппарат. Это был небольшой аппаратик с 4-ступенчатой коробкой передач и двигателем в 90 кубиков, предназначавшийся прежде всего для американского рынка. При этом он ездил на шинах очень низкого давления и за счет очень малого удельного давления на поверхность мог даже плавать, если вес седока был не очень большим. Правда, уже спустя несколько лет шины на первой модели пришлось заменить — слишком уж легко они прокалывались. Колеса остались широкопрофильными, но стали более прочными, и, соответственно, тяжелыми, и ни о какой возможности плавать уже речи не шло.
Стоит отметить, что сделав свой первый трицикл, Honda так удачно его запатентовала, что стала монопольным владельцем прав как на конструкцию, так и на расположение двигателя. Поэтому копировать аппарат было крайне сложно — приходилось вносить изменения, которые делали его непохожим на хондовский оригинал, а это удавалось не всем и не всегда.
В 1980-х сразу несколько крупных японских производителей (Yamaha, Kawasaki), за исключением Suzuki, ринулись в ту же нишу, пытаясь потеснить Honda на рынке трициклов, но им не удалось продать особо много своих машин — Honda прочно заняла репутацию основного и почти что единственного производителя трехколесных моторизованных транспортных средств.
Компания Suzuki же пошла по другому пути. Она не стала пытаться повторить успех Honda, а сделала ставку на все то же самое, только на четырех колесах. Первый квадроцикл был представлен Suzuki в 1982 году. Он позиционировался как "развлекательная модель для начинающих". Уже спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов — модель Suzuki LT250R QuadRacer. Он отличался достаточно сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, 2-тактным двигателем с жидкостным охлаждением, и поначалу 5-и, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже не для "игрушек", а для вождения опытными водителями.
Все изготавливаемые ныне в мире квадроциклы условно делятся на две большие группы — это спортивные и утилитарные машины. Основные отличия аппаратов этих групп заключаются в следующем. Спортивные модели обычно меньше и легче, чем их утилитарные собратья. У них маленькие колеса. Привод у них на два колеса, а не на четыре. Они быстро набирают скорость, имеют ручную коробку передач и могут разгоняться до 145км/ч. Утилитарные модели ощутимо больше и тяжелее, у них полный привод и максимальная скорость не превышает 100км/ч. Они также могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. К первоначальному удивлению производителей, многие смогли приспособить ATV и для фермерских нужд.
Все спортивные модели принято также разделять по признаку, для каких конкретно гонок они предназначены. Есть модели для мотокросса, есть модели для кросс-кантри, для гонок по песку, для холмистой местности, для езды по льду и снегу, для спидвея, для трофи, для дрэг-рейсинга, и т.д.
Порой некоторые производители или дилеры выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы. Их же порой называют спортивно-утилитарными. Это модели, которые пытаются объединять преимущества и спортивного, и утилитарного вариантов, взяв от них обоих все лучшее.
В особый класс, выделяются 6-и и 8-колесные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им играть вдобавок и роль амфибии, т.е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человек. Привод у них может быть как на все 6 или 8 колес, так и на часть из них. Такие машины бывают не только на колесном, но и на гусеничном ходу. У них очень аляповатый вид, по мнению некоторых, напоминающий поставленное на колеса корыто. Эти машины обычно медленные (не более 40-50км/ч) и маломощные. При этом у них зачастую нет руля, а управляются они рычагами и поворачивают за счет торможения всех колес с одной стороны. Правда, в последнее время уже появились модели миниамфибий с мотоциклетным рулем.
Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями своих "взрослых" собратьев. Детские квадрики обычно рассчитаны на детей в возрасте 11-15 лет. Их максимальная нагрузка — 60кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены большинства присущих взрослым моделям удобных опций, чаще всего имеют маленький (до 50 кубиков) двигатель и могут разгоняться до 60км/ч.
Бытует мнение, что квадроциклы весьма просты в управлении, мол, если выпускают детские модели, то управится со взрослым можно так же без особых хлопот. И, тем не менее, езда на квадроцикле имеет свои особенности и из нужно знать и уметь ими воспользоваться при управлении. Вообще то простота управления квадроциклом действительно правда, но только с определенным ограничением. Нет ничего проще, чем управлять квадроциклом, едущим на небольшой скорости, аппарат будет послушным, маневренным и удивительно устойчивым. Но стоит только поддать газу или перейти на трассу посложнее и послушная лошадка начинает весьма заметно брыкаться. Вот почему прежде чем купить квадроцикл, нужно для начала узнать об особенностях управления им на разных трассах.
ATV в России
У ATV в России есть и плюсы, и минусы. Основной плюс, наверное, в том, что для езды на таких аппаратах в нашей стране не нужны обычные водительские права. В то же время тот же самый плюс дает и минус — на ATV в РФ нельзя ездить по дорогам, т.е. по проезжей части. При этом, даже если вы решите нарушать правила и ездить по трассам общего пользования, это не скажется лучшим образом на самом аппарате. Его широкая резина с низким давлением в шинах хорошо подходит для грунта, но на асфальте и вообще ровной дороге с твердым покрытием очень быстро съедается.
Стоит отметить, что с формальным определением квадроциклов-мотовездеходов пока в нашей стране наблюдается путаница. Некоторые ATV проходят по технической документации как мотоциклы, соответственно, имеют ПТС, регистрируются в ГАИ и даже имеют право ездить по дорогам общего пользования. Большинство других же подвержены технологии оформления и использования, описанной выше. Фактически, получается, что то, чем является ваш ATV, определяет не его конструкция и внешний вид, а документы, прилагающиеся к транспортному средству. И из двух совершенно однотипных машин одна может считаться внедорожным транспортным средством, и, соответственно, проходить по одному ведомству, а другая — вполне себе дорожным ТС, и проходить по другому ведомству. Такие вот квадроциклические особенности нашего отечества.