Прорыв продуктопровода ШФЛУ с последующим взрывом и пожаром у дер.Улу–Теляк — эта сухая формулировка является причиной крупнейшей в истории России трагедии, унёсшей жизни более чем 500 людей, среди которых было очень много детей. Тысячи пострадавших, выжженная земля в сотни гектар — таковы последствия человеческой халатности и стечения обстоятельств.
3 июня 1989 года на 1710 км у железнодорожной станции Улу–Теляк Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов № 211 и 212, следующих из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 взрослыми пассажирами и 86 членами поездных бригад произошёл взрыв газовой смеси, копившейся, по разным версиям, 2–3 недели.

По разным данным, мощность взрыва составляла до 12 килотонн ТНТ, что почти сопоставимо с атомной бомбой, сброшенной на Хиросиму. Выбивало стёкла в 10–ти километровой зоне удаления от эпицентра взрыва. На людях плавились золотые коронки и серёжки (температура плавления золота — 1242°С), одежда плавилась и испарялась.
Технический просчёт?На трубе продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из–за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль.
Изначально данный трубопровод предназначался для перегона нефти и не был предназначен для более газообразующих фракций, думаю отсюда появились некоторые факторы, на которые не обращали должного внимания — давление в системе было ниже чем положено (расчетное давление 84 атм., эксплуатация проходила на 36–38 атм.), утечку достаточно сложно было даже увидеть на приборах. К тому же регулятор давления насосной станции, который должен был отключать накачку при падении давления до 29 атм. находился на достаточном удалении в 200 км. от места утечки. Сами датчики давления, по некоторым данным, были в большинстве своём сняты из–за повсеместной экономии.
Человеческий фактор?Газ копился долго. Об этом соответствуют многочисленные обращения машинистов поезда в диспетчерскую службу. По словам одного из них, загазованность была настолько очевидной, что он попросил диспетчера немедленно прекратить движение по магистрали. Но, пока обращение шло наверх, до руководства, произошла трагедия.
Также википедия пишет о том, что диспетчер топливопровода, заметив некоторую потерю давления выравнивал её путём увеличения объемов на впуске. Конечно, это было не одномоментное решение, проблема копилась.
Злой рок?Поезда на данном участке дороги не должны были встретиться. Один из них задержался, высаживая женщину, у которой начались роды, а второй задержался на станции по техническим причинам. Так или иначе, эти составы или другие, думаю, вызвали бы не меньшие потери.

Прошло 25 лет. Топливопровод уже не эксплуатируется, перекачка углеводородов вблизи трасс оснащается современными системами обнаружения утечек. Надеюсь, что опыт прошлого не позволит возникнуть таким ситуациям в будущем.
просмотров: 3167 / автор:
/ 05.06.2014 /
Добавить в избранное